| 17:23 | 15.01.2016
Памяти Владимира Григорьевича Дурова
Много лет прошло с тех пор, когда впервые выехал на цирковую арену маленький поезд и остановился возле станции.
Обезьяна-стрелочник перевела стрелку, опустила семафор; строго наблюдал за порядком начальник станции — бульдог; суетилась железнодорожная прислуга — обезьяны: пассажиры всех классов — собаки, поросята, куры, утки, морские свинки — усаживались по вагончикам; звонил колокол, и поезд, набирая скорость, отъезжал от станции. Прославленный «дедушка Дуров» — Владимир Леонидович Дуров — комментировал все происходящее на манеже. Это и была знаменитая «Дуровская железная дорога».
Маленький железнодорожный состав проехал с тех пор не одну тысячу километров. Но в наше время его напутствовал в дорогу уже не тот «дедушка Дуров», который отправлял путешественников в первый рейс, а внук А. Л. Дурова — народный артист Советского Союза Владимир Григорьевич Дуров.
Этот необычный поезд видели зрители многих городов нашей страны. И снова в вагончики садились четвероногие пассажиры.
Каждое выступление народного артиста СССР Владимира Григорьевича Дурова было праздником для зрителей. Любому, кто видел его спектакль, казалось, что в цирк пришла сказка: добрый волшебник наделил человеческими чертами всех своих четвероногих и пернатых артистов.
И вот доброго волшебника не стало... Ушел из жизни большой артист, человек редкого таланта, продолжатель славных традиций, продолжатель дуровской династии.
Советский цирк потерял актера замечательного таланта и удивительного обаяния. Трудно поверить в то. что мы больше не увидим Владимира Дурова в центре волшебного желтого крута, читающим под лучами прожекторов монолог в своей особой, задушевной манере.
Смерть — всегда неожиданность, но особенно трудно поверить в смерть человека, который более сорока лет дарил нам и нашим детям свое яркое искусство, свои шутки, веселье и радость.
В. Г. Дуров обучался в театральных мастерских, руководимых В. Э. Мейерхольдом, когда ему поручили принять аттракцион А. А. Дурова, погибшего на охоте. Владимиру Григорьевичу пришлось оставить занятия и выехать в Ижевск принимать животных. Так началась его цирковая карьера.
Сохраняя верность семенным традициям. Владимир Дуров-младший выходил на арену в «дуровском» костюме, почти, без грима и начинал свой номер с монолога, который читал прекрасно. Лирическая мягкость отличала его монологи и манеру общения с животными. Дрессировка у Владимира Дурова была великолепной. У него был морской лев, который держал на носу ’палку с мячом, потом лев подбрасывал это сооружение и ловил мяч на нос. Другой морской лев ехал на пони и балансировал мячом, а слон умел делать стойки на Передних ногах и даже на одной ноге. Но при всем совершенстве дрессуры, ока никогда не была для Владимира Дурова самоцелью, а служила иллюстрацией его остроумных шуток.
Его сценки «Школа зверей», «Слон-парикмахер». «Сон охотника» типичны именно для «дуровской школы» и достигнуты были путем гуманной дрессировки. Животные в этих сценках действовали как равные партнеры артиста, они охотно участвовали в общей игре.
Дуров отучил зрителей от мысли, что профессия дрессировщика — это нечто экзотическое. Он увидел сам и показал зрителям интересное и прекрасное в самых обыденных, порой, в домашних животных.
Профессия дрессировщика — это прежде всего творчество. Творчество во всем: от выбора четвероногих артистов и замысла номера до отшлифовки деталей и кропотливого перевоспитания характера будущих «талантов».
Владимир Дуров был психологом животных. Он всегда пристально изучал повадки своих подопечных Так он заметил однажды что слониха Рези раскачивает хоботом в такт музыке. Дуров стал развивать ее «музыкальные способности», и в результате получилась новая сценка: дрессировщик брал в руки концертино, садился на барьер и начинал играть, а Рези вдохновенно дирижировала хоботом. увлекаясь своим «творчеством» до самозабвения.
Не меньше изобретательности и психологического проникновения в характеры своих питомцев требовалось от Владимира Григорьевича во время съемок фильма «Необыкновенный город». Под Москвой, недалеко от Шереметьевского аэропорта, среди молодого березняка вырос удивительный город. В этом городе поселились: слон, белки, мыши, бегемот, морские львы, гуси. куры, пеликаны и пингвины. И в этом городе зверей происходили необыкновенные события. Сколько труда должен был вложить Дуров в эту работу, чтобы животные, привыкшие к традиционному кругу манежа, смогли "играть" в новых условиях!
Владимир Григорьевич Дуров был человеком высокой культуры, его интересовали не только проблемы цирка, но и самые различные проблемы литературы и искусства. Большой любитель книг, он собрал превосходную библиотеку.
Значительное место в жизни В. Г. Дурова занимала общественная деятельность Он принимал участие в создании многих цирковых коллективов, в работе художественного совета Союзгосцирка, в профсоюзе работников культуры, в Союзе обществ дружбы с зарубежными странами.
С первых номеров «Советского цирка», который затем был преобразован в «Советскую эстраду и цирк», В. Г. Дуров был членом редколлегии журнала. Отличное знание цирка, горячая заинтересованность в судьбах нашего искусства делали его работу в редколлегии особенно полезной и плодотворной. Даже в последние годы жизни, будучи уже тяжело больным. Владимир Григорьевич активно участвовал в творческой жизни журнала, его советы и пожелания всегда носили деловой, принципиальный характер.
Во время Великой Отечественной войны В. Г. Дуров неоднократно выступал с шефскими концертами в госпиталях и воинских частях, а в дни мира — непосредственно в цехах заводов и фабрик, колхозах, школах, пионерских лагерях.
Владимир Григорьевич Дуров — один из наиболее ярких и талантливых представителей нашего циркового искусства. Многолетняя разнообразная творческая и общественная деятельность выдвинула его на первое место среди мастеров советского цирка. В числе первых наших артистов он был награжден орденом Ленина и представлен к почетному званию народного артиста РСФСР. Первым в нашей цирковой семье В. Г. Дуров был удостоен высокого звания народного артиста Советского Союза.
Владимир Григорьевич сам или в сотрудничестве с другими авторами написал ряд книг и статей. Это были и теоретические работы, и размышления о путях развития нашего цирка, и рассказы о своей многолетней дружбе с животными.
И все же основной смысл его жизни состоял в том. чтобы всегда быть и оставаться артистом-гражданином, артистом-борцом за утверждение красоты и правды нашей жизни. Этому было посвящено все его творчество, об этом говорили его сатирические сценки и публицистические монологи. Об этом же свидетельствовал финал аттракциона, придуманный и созданный Владимиром Дуровым как яркое и страстное утверждение борьбы нашей страны за мир и дружбу между народами.
...Волшебный круг, сияние огней. В центре его стоял человек в блестящем камзоле с пышным жабо. Человек говорил о мире, о дружбе, и как символ этой дружбы со всех сторон слетались сотни белых голубей, они опускались на плечи дрессировщика, на манеж... И было их так много, что манеж из желтого превращался в белый, а голуби все летели к своему другу и летели...
оставить коментарий