Французский клоун Ориоль - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Живу цирком. И в этом – счастье» Владимир Стихановский

В разных видах искусства звезды рождаются по-разному.

В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, ЧТОБЫ когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека – «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.
Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.
О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.
  – Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.
Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.
- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?
– У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» – рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.
– И вы сразу стали работать на представлениях?
– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.
А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.
– До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...
– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.
Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...
И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.
– И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?
– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…
Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.
– Режиссер – профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?
– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...
Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…
Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.
– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?
– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо – что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.
– Ну а как определить такую личность?
– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.
А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.
Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.
– Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание – народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?
– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.
Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?
Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Аркадий КАЗИМИРОВ. «Парад-Алле».

обсудить на форуме

 

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Французский клоун Ориоль

Французский клоун Ориоль

 

Родился Ориоль в Тулузе в 1806 году; мать его была наездницей в цирке, а отец был директором театра Капитоль. В свое время отец Ориоля принадлежал к труппе "Великих танцоров короля" и был в дружбе со знаменитым канатным плясуном Пьером Фуриозо, которому Жан-Батист Ориоль обязан тем, что сделался мастером сальто-мортале.

Ориоль дебютировал в цирке Олимпик Франкони 5 марта 1835 года. Ему было тогда неполных 29 лет. Первые же выступления принесли ему успех благодаря незаурядному актерскому и акробатическому дарованию. Ориоль начал с того, что выступил как партнер первого комика французского цирка Жана Гонтара, но уже вскоре стал его соперником, а затем и превзошел его. Акробатическое искусство начинало занимать все большее место в программе и Ориоль понял, что для прочного успеха - надо усложнить акробатические трюки. У Ориоля было богатое воображение, легкое и изящное исполнительское мастерство. Современники называли его "человек-птица", "человек-белка". Вместе с Ориолем в цирк проникает романтизм.

Ориоль, говорит один из его почитателей, - это самое воздушное существо из всех гимнастов, которых мы видим под куполом цирка на Елисейских полях. О его появлении на арене возвещает тихий звон бубенчиков, затем артист произносит несколько едва слышных слов и приветствует публику негромким мефистофельским смехом. И в ту минуту, когда этого меньше всего ждешь, Ориоль с необыкновенной легкостью и уверенностью совершает первый прыжок. "И вот он уже взгромоздился на четырехметровый шест. На нем маленький человек в шутовском колпаке походит на птицу-колибри, сидящую на тростнике! И вот он уже прыгает по манежу на шесте, удерживая равновесие".

Ориоль работал со стульями, с бутылками, танцевал на туго натянутом канате, исполнял номера со свечами и бочонками, взбирался на пирамиду из столов, изображал элегантную обезьяну, работал на турнике, на ходулях, на большом трамплине.

Ориоль, совершая горизонтальный прыжок, перелетал через шеренгу из 24 солдат, скрестивших свои ружья с примкнутыми штыками. Ориоль был прыгун с необыкновенно развитым чувством точности - выходил на арену в туфлях без задников, снимал их, делал заднее сальто и попадал ногами прямо в туфли.

Не зная себе равных, Ориоль очень ревностно относился к своему успеху. Однажды ему стало известно, что директор цирка Дежан пригласил клоуна Виктора Шабра по прозвищу Молния, который умел делать двойное переднее с трамплина и мог стать опасным соперником Ориоля. Тогда Ориоль, в тайне стал репетировать этот трюк и в день дебюта Шабра добился того, чтобы его выступление было поставлено в программе раньше и несколько раз подряд легко сделал двойное сальто. Виктор Шабр также добился немало успеха, продемонстрировав то же двойное сальто, прыгая через обруч.

Ориоль создал типаж, манеру, костюм. Подобно паяцам на городских площадях, он носил клетчатый костюм и шутовской колпак с бубенчиками; они весело звенели и, когда Ориоль подпрыгивал на стуле, напоминали своим звоном веселое щебетание птиц.

В преклонном возрасте Ориоль стал играть в комических сценах.

В 1858 году он был приглашен цирком Фортюне Лалана, гастролировавшем в провинциальных городах Франции. Там он выступал в интермедиях и в пародийной сцене "Щеголь времен Директории".

Позднее вернулся в Париж, где выступал в цирке Олимпик, который стал называться Императорским цирком. Исполнял комические роли в мини-пантомимах: "Клоун и его бабушка", "Импровизированная кавалерия", "Похищение клоуна", "Карлик". Ориоль надевал двухцветный жилет из красновато-коричневого и небесно-голубого бархата, поверх жилета шесть цепочек - из золота, коралла, серебра и драгоценных камней, у него было белое лицо, усеянное алыми, светло-голубыми и ярко-желтыми горошинами. Такой многокрасочный грим ввели в моду клоуны, подражавшие Джо Гримальди.

Ориоль женился очень молодым на иностранной артистке Амелии-Иоанне-Георгине-Христине Биллинг. От этого брака у него было двое детей. Дочь Франческа вышла замуж за Ричарда Флексмора, популярного в Англии клоуна, сын Жан-Батист Гильом пошел по стопам отца, но не унаследовал от него ни грации, ни легкости.

В последние годы жизни Ориоль был директором передвижного цирка и гастролировал по провинциальным городам. Последний раз он выступил в Париже в театре Варьете в 1873 году в обозрении "Оборот циферблата". Он умер в 1881 году в своем доме в Париже в возрасте 75 лет, не имея близких.

 

 


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования