Выше – только небо - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 13:06 | 8.02.2011

Выше – только небо

Яна СердюковаМолодая артистка цирка Яна Сердюкова, покоряющая публику своим очень сложным и рискованным по исполнению номером на трапеции, еще мало знакома широкому зрителю и профессиональным знатокам циркового искусства. Но, кто знает, быть может благодаря таланту и оригинальным трюкам ее имя очень скоро появится среди обладателей престижных наград на международных конкурсах.

Пожалуй, вряд ли найдется в цирке жанр, сравнимый по романтичности, эмоциональности и привлекательности с воздушной гимнастикой. Не случайно ведь до недавних дней символом нашего цирка была парящая на трапеции гимнастка. И действительно, у кого из нас не замирало сердце, когда, глядя туда, в подкупольное пространство, наблюдали мы за невероятными и рискованными трюками летящих в цирковом поднебесье людей.

Наверное, вот такое же чувство восхищения испытала и она, совсем еще ребенком, когда однажды увидела по телевизору цирковую программу, а в ней – воздушный полет. Это было для нее первым открытием и недоумением: «Разве люди могут так летать?!»

Так в жизнь ребенка вошла, неосознанно еще, мечта – стать такой же, как эти необыкновенные люди. Ведь она тоже любила летать, пока, правда, только в мечтах. А как это здорово было на детской площадке, раскачиваясь все сильнее и сильнее на своих любимых качелях и зажмурив глаза, представлять себя летящей под самые небеса. Все вокруг охали, а она, взлетая все выше, испытывала настоящую, ни с чем не сравнимую радость от такого, пусть и воображаемого полета к облакам.

– Детские шалости, – успокаивали себя мои родители, надеясь, что с возрастом это пройдет, –  улыбается Яна Сердюкова. – Но, к счастью, не прошло.

Сегодня она профессиональная артистка цирка, воздушная гимнастка, мастерством которой восхищается самая придирчивая публика. Сбылось то, о чем мечтала в детстве. Ступенька за ступенькой шла она к этой своей цели.

В Мурманске, где Яна провела детство, цирка не было, но в межсоюзном Дворце культуры работала цирковая студия «Арлекино», которой руководил тогда уже известный артист Валерий Акишин. И, конечно, как только девочке исполнилось семь лет, она стала ученицей в этой студии. Здесь постигала азы цирковой науки – училась садиться на шпагат, выгибаться мостиком, совершать нехитрые кувырки. И добилась успехов – на одном из отчетных концертов выступила в групповом номере «Матрешки».

Зрителям нравился этот номер, в котором акробатика была соединена с танцами и эксцентрикой, добрый юмор – с детской непосредственностью. Конечно, радовалась успеху и сама маленькая гимнастка. И все же это было не то, о чем она мечтала.

А вскоре способную ученицу начали пробовать на трапеции. Яна до сих пор помнит, как учила ее держаться в воздухе тренер-педагог Татьяна Алексеевна Петрова, как день за днем она осваивала пока еще простенькие трюки. И вскоре ни один концерт студийцев не обходился без коронного номера «Пеппи-Длинныйчулок», где Яна, перевоплотившись в эксцентричную героиню произведения Астрид Линдгрен, проказничала высоко нал сценой, выделывая на трапеции немыслимые для своего возраста головоломные трюки.

Конечно, уже тогда все ей прочили карьеру артистки, да и сама она уже не мыслила себя без цирка. И потому после окончания школы отправилась в Москву, поступать в ГУЦЭИ. Но здесь девушку ждало первое

разочарование – не прошла по конкурсу. О возвращении домой с таким поражением не могло быть и речи. Снимала комнату, подрабатывала в массовках, и главное – чтоб не потерять форму, усиленно занималась гимнастикой и акробатикой в спортшколе в Кузьминках. Не добрала баллов и на следующий год, но в училище Яну уже хорошо знали – и как такую упорную абитуриентку, и как способную акробатку. И потому, когда в номер студентов выпускного курса потребовалась партнерша, преподаватель Александр Киричуков попросил Сердюкову помочь. Конечно же, она отлично справилась с этой ролью.

Студенткой ГУЦЭИ она стала с третьей попытки. И сразу была зачислена на второй курс. Вместе с преподавателем Ольгой Цветковой начала готовить номер на трапеции. День за днем совершенствовалось мастерство, оттачивались элементы, вырабатывалась тщательно соизмеримая сила броска и предельная собранность, так необходимые для правильного выполнения трюка. Те многочасовые и вроде бы однообразные занятия сказались позже в непередаваемом, радостном ощущении легкости исполнения трюка. И чувством этим, как вспоминает Яна, хотелось поделиться со всеми.

Окончательный вариант той работы стал основой номера «Бабочка», показанного в 2000 голу на выпускном экзамене в училище, с ним после этого она работала уже профессиональной артисткой.

А спустя три гола на гастролях в Калининграде произошла встреча с хореографом местного театра оперы и балета Татьяной

Соловьевой. Встреча, которая, сыграла значительную роль в судьбе артистки и в ее творчестве. Просмотрев выступление Яны, Соловьева предложила совершенно иную концепцию номера – более эмоциональную и философски насыщенную. Своеобразный мини-спектакль, в основе которого – песни великой Эдит Пиаф. Они создали атмосферу, в которой артистка проживает эти несколько минут под куполом и которые определяют ее сценический образ. Была разработана схема номера, расставлены точные акценты и паузы, намечены мизансцены, наиболее ярко раскрывающие характер выступления. Иными словами, не просто набор интересных трюков, а органичная композиция, где один трюк органично переходит в другой, и все вместе они складываются в единую комбинацию, интересную для восприятия и подчиненную сюжету драматургического действия.

Номер смотрится как откровение, как законченное произведение, интересно решенное и композиционно оформленное. Именно так восприняли его зрители.

И еще – поражает удивительно органичная слитность образа, рождаемого артисткой, и звучащей музыкальной темой. Отсюда цельность впечатления от номера.

Кто-то может возразить, что цирк – не театр и выступление воздушной гимнастки, каким бы музыкальным оформлением ни драпировалось, остается, по сути, лишь серией трюков, не больше. Но в том и достоинство номера Яны Сердюковой, что он не распадается на отдельные трюки, а все элементы в нем органично связаны. Более того, как уже было замечено, артистка словно сливается со звучащей мелодией, становится с ней одним целым. И каждый трюк здесь – как пластический рисунок, как средство раскрытия человеческого характера, как преодоление, казалось бы, непреодолимого. Во всем этом – стихия номера, свобода, безудержность и раскрепощенность, которые дарит воздушный полет под куполом. И не об этом ли и все творчество Эдит Пиаф?

Композиция исполняется словно на одном дыхании, и на одном дыхании смотрится. Лирическое вступление переходит в динамическую часть, когда артистка, сбросив черный плащ, взмывает вверх, на головокружительную высоту, и проделывает там, на раскачивающейся трапеции, каскад самых разнообразных великолепных обрывов – с приходом в носки ног, в подколенки и с сальто-мортале. И все это в ошеломительном темпе, всякий раз неожиданно для зрителя.

Но сами по себе эти физически тяжелые трюки не выглядят таковыми, потому что изящен рисунок и так легко и грациозно исполнение. Легкость эту подчеркивает стремительное, широкое раскачивание трапеции, так похожей на те воздушные качели, которые тогда, в далеком детстве, вселяли в Яну мечту о полете.

Казалось бы, все, к чему стремилась, достигнуто. Но гимнастка уже репетирует новый трюк, который придаст номеру еще один оттенок, сделает композицию более насыщенной, наполненной. Такой уж у нее характер – не может довольствоваться имеющимся.

В работе Яне помогает муж – Дмитрий Колобухов. Когда-то он тоже занимался в мурманской цирковой студии, тоже приехал учиться в ГУЦЭИ. И сейчас работает гимнастом на тростях в одном коллективе с Сердюковой. В их семье подрастает будущая артистка – четырехлетняя Василиса, такая же непоседа, как и мама в детстве. Какой она жанр изберет, когда станет старше, – кто знает? Но пока ей одинаково нравится все, что видит в программе.

К сказанному добавлю, что номер Яны, о котором было рассказано, не единственная сюжетная интерпретация традиционного циркового жанра. Она участвовала в запомнившемся многим спектакле «Салют, Победа!», и ее номер «Сон медсестры» режиссер-постановщик спектакля Анатолий Марчевский назвал одной из несомненных удач – и по актерскому воплощению, и по трюковому мастерству.

Впереди у Яны Сердюковой, конечно же, очередные оригинальные работы, а значит зрителей ждут новые цельные композиции в исполнении молодой и оригинальной артистки.

 

Николай АРАКЕЛОВ.

«Парад-Алле»

оставить комментарий на форуме


 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования