На щекотливые темы
Есть вещи, о которых давно уже шепчутся в артистических фойе. Пора заговорить о них в полный голос, если мы действительно заинтересованы в дальнейшем творческом развитии советского цирка
СЛЕДУЕТ ДУМАТЬ САМОМУ
Многие клоуны, заполняющие паузы между номерами, так называемые «коверные», из года в год повторяют одни и те же шутки. Такое творчество, конечно, ни в какой мере не способствует повышению интереса к их выступлениям. Тем более приятно я был удивлен, когда увидел, что клоуны Ю. Никулин и М. Шуйдин изобрели и поставили две новые смешные сценки, решенные средствами пантомимы. Артисты собираются показать акробатический трюк, но один из партнеров (Ю. Никулин) так хил и немощен, что его приходится надувать при помощи автомобильного насоса, может быть, он станет сильнее. Сколько с этим надуванием происходит смешных, чисто клоунских эпизодов! Воздух вдруг начинает выходить из уха, и его останавливают при помощи защипки для белья; в рот приходится засунуть яблоко, чтобы удержать воздух. И надувают человека с таким азартом, что он уже не в силах согнуть ни рук ни ног. Исполняют эту сценку артисты выразительно, и весь зрительный зал, что называется, покатывается от хохота. В другой сценке артисты проделывают фокусы. Один из них, зарядив пистолет галстуком-бантиком, стреляет, да так ловко, что бантик оказывается на шее у его партнера. Потом исполнители меняются ролями. Происходит довольно сложная и забавная игра, в результате которой гремит выстрел и бантик неожиданно появляется у клоуна на спине: во время выстрела артист-исполнитель не во время повернулся. Конечно, это просто шутки, только так их и можно воспринимать. Но веселая шутка имеет все права на то, чтобы присутствовать на арене. Однако чем чаще шутки повторяются, тем менее смешными они становятся.
Прошло месяца три с тех пор, как я увидел эти сценки в исполнении Никулина и Шуйдина, и вскоре эти же шутки мне довелось увидеть в исполнении О. Попова и А. Будницкого. Тогда же я написал Никулину письмо: зачем, мол, он так легко раздает то, что им и его партнером изобретено. Это мешает его успеху, да и плохо для цирка в целом, так как одинаковый репертуар у разных клоунов самым отрицательным образом сказывается на повышении их мастерства, И получил ответ, что Олег Попов, без всякого спроса, стал показывать чужие интермедии. Да разве один Попов?! То же самое делают Ю. Котов, Серебряковы, так же поступают П. Тарахно и Е. Мочалов и другие клоуны. Никулин пишет, что у него опускаются руки: не успевают они с партнером сделать что-нибудь новое, как это сразу же копируется, и при этом нередко скверно, актерски беспомощно. Если бы речь шла только о Никулине и Шуйдине, можно было бы об этом не писать. К сожалению, такие факты далеко не единичны. В цирковых программах меняются фамилии участников, а репертуар остается прежним. Новые клоуны не имеют успеха — они повторяют старые номера. А как бывает обидно, когда копировщики приезжают в тот или иной цирк раньше авторов номеров и создатели нового оказываются в самом глупом положении, показывая то, что уже было показано. Ведь при таких условиях у творческих людей, действительно, руки опускаются, а копировщикам раздолье — стащить всегда есть у кого! Странно, что в этом вопросе позицию невмешательства занимают репертуарный отдел Союзгосцирка (А. С. Рождественский) и директора цирков. А кто, как не они, должны вести борьбу против подражательства и механического копирования. Добиться того, чтобы каждый клоун имел свой репертуар, — задача трудная, но выполнимая. Ее необходимо решать, если мы хотим добиться того, чтобы каждый клоунский номер был интересен. Не может сам клоун создавать себе репертуар — следует оказать ему помощь путем прикрепления к нему авторов и режиссеров, но бездумному копированию того, что сделали коллеги, следует положить конец.
В ЦИРКЕ ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕКРАСНО
Зрители ходят в цирк, чтобы любоваться ловкими, смелыми, сильными людьми. В цирке мы хотим видеть гармонически развитого человека. И вдруг… выходит артист — обрюзгший, толстый, с большим животом, выходит не в качестве комического персонажа, а, так сказать, как цирковой герой — акробат или гимнаст. Назвать фамилии таких артистов здесь нетрудно, но, право, каждый постоянный посетитель цирка знает их.
Почему это происходит? Говорят, годы берут свое. Да, безусловно. Трудно сохранить в пятьдесят лет юношескую талию, но это необходимо, раз артист выступает на арене. Посмотрите на сестер Кох, вот прекрасный пример настоящей творческой дисциплины. Кто задумывается об их возрасте, когда они выходят на арену! Я уже не говорю, что их трюки, как и прежде, поражают своей трудностью.
Это достигнуто ежедневными репетициями, даже в те дни, когда они не выступают. В отпуск артистки ездят вместе, чтобы и на курорте не оставлять упражнений, соблюдают строжайшую диету и режим.
Главное в жизни — искусство, и этому главному подлинные мастера очень многое приносят в жертву. Кто скажет, что Иван Папазов отец взрослых сыновей, когда он вместе с ними выходит на арену, скорее — старший брат. А В. Волжанский? Право, трудно поверить, что он выступает со своими детьми. На арене он кажется совсем молодым человеком. Можно назвать много мастеров, прекрасно сохранивших форму. Так почему есть артисты, ее теряющие, позволяющие себе небрежно тренироваться, злоупотреблять вином, наедаться на ночь. Конечно, придерживаться строгого режима трудно, и чем старше становится человек, тем это все труднее и труднее. Но пока артист остается на арене, он обязан быть в прекрасной форме. Это закон цирка. Иначе это не артист, а ремесленник! Но ведь ремесленники в искусстве никогда не добивались чего-нибудь значительного. И чем меньше их будет, тем лучше. Об этом, кстати говоря, следует заботиться А. И. Котлярову и другим сотрудникам художественного отдела Союзгосцирка.
О ТЕХ, КТО ПОД КУПОЛОМ
Известно, что гимнастические номера, исполняемые под куполом цирка на вращающихся снарядах, созданы советскими артистами. Мы гордимся именами М. Волгина и А. Бараненко — первых конструкторов и исполнителей подобных номеров.
У нас и сейчас есть великолепные мастера этого жанра: В. Лисин и Е.Синьковская, Е. Лебединская и Г. Резников, П. Чернега и С. Разумов и другие, много сделавшие для развития и обогащения жанра воздушной гимнастики. И в СССР и за границей наши гимнасты пользуются неизменным успехом. Но... понимая всю щекотливость вопроса, который я собираюсь поставить, нельзя не заметить, что если сложить возраст участников некоторых из гимнастических пар, то цифра будет совсем близка к ста, а кое у кого и перевалит за сто. Как хотите, но этот возраст для гимнастов критический. В таком возрасте трудно ждать, а тем более требовать от артистов новых гимнастических достижений, да и старые им трудно удерживать. И вот постепенно кое-кто начинает исключать из номера сложные трюки, а потом постепенно и вовсе переходит к позировке в воздухе, окутывая себя со всех сторон лонжами. Неискушенный зритель иногда этого не понимает, но цирк посещают и зрители, хорошо разбирающиеся в гимнастике, — их не обманешь. А между тем есть немало молодежи, от которой можно было бы ждать новых замечательных достижений, нового подъема воздушной гимнастики, этого эффектнейшего жанра цирка. Молодежь рвется под купол, а там гимнастические снаряды часто висят так густо, что новый уже буквально некуда подвесить. И в той области, где еще недавно наши артисты были первыми, начинается застой.
Какой же выход? Мне кажется, следует серьезно задуматься и самим артистам старшего поколения и художественому отделу Союзгосцирка о том, как в течение ближайших лет переключить гимнастов на другие цирковые жанры и, может быть, даже на другую работу. Понимаю, нелегко расставаться с трапецией, с аплодисментами публики. Но что же делать, возраст неумолим! И подлинный патриотизм, желание видеть развитие нашего цирка настоятельно требуют того, чтобы под купол поднималась молодежь. А разве в качестве режиссеров или педагогов сегодняшние гимнасты с их опытом и талантом мало принесут пользы советскому цирку?! Конечно, много. А ведь это должно быть главным для деятеля советского цирка, — та польза, которую он может принести. Ну а молодежи следует уже сегодня думать о том, чем она может обогатить жанр цирковой гимнастики, ибо в воздух, под цирковой купол следует подниматься самым достойным, самым талантливым, творчески активным, смелым, сильным и... молодым!
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.