О книге «Цирк Гладиатор»
Начнем с... конца. На странице 303-й книги Б. Порфирьева «Цирк Гладиатор», выпущенной Кировским книжным издательством, дана краткая биографическая справка. Читатель узнает, что Б. Порфирьев начал печататься в годы Великой Отечественной войны. Сборник его рассказов «Мои товарищи», повесть «Мяч в сетке» были тепло встречены читателем.
Повесть «Цирк «Гладиатор» рассказывает о жизни профессионалов борцов в десятилетие, предшествующее Октябрьской социалистической революции. Эта книга продолжает повествование о борцах, начатое автором в книге «Бенефис Ефима Верзилина» (1955 г.).
Повесть «Цирк Гладиатор» — результат большого и кропотливого труда. Знание материала, быта артистов цирка, нравов, условий труда и среды борцов свидетельствуют о серьезности, с которой автор отнесся к написанию книги. Рассказов, повестей и романов о цирке, к сожалению, до сих пор пишется еще мало. Поэтому каждая книга встречается с большим интересом. Раскрывая такую книгу, читатель ожидает увлекательного повествования, жаждет проникнуть за кулисы яркого и волнующего зрелища, чтобы раскрыть «тайны» происходящего на арене. С большим интересом раскрыли и мы книгу Б. Порфирьева.
Автор познакомил нас с молодым борцом Никитой Сарафанниковым, его учителем и воспитателем Ефимом Верзилиным, борцом Иваном Татауровым. Автор, естественно, не мог ограничить себя описанием только цирковой среды и поэтому рассказывает о людях, с которыми связаны судьбы борцов. Одним из главных персонажей повести является литератор Коверзнев, автор рецензий о чемпионатах французской борьбы, ставший основателем и редактором журнала «Гладиатор» и арбитром чемпионата в цирке.
В ряде глав повести автор ярко рисует закулисный сговор, когда заранее распределялись «победители» и «побежденные». Разжигая нездоровый интерес зрителя к чемпионатам, хозяева платили участникам за «поражение», вынуждая борцов уступить первенство намеченному кандидату в победители. Образы Сарафанникова и Верзилина олицетворяют собой ту часть борцов, которая активно противостояла всевозможным закулисным махинациям хозяев чемпионатов. Они преодолевали невзгоды и лишения, но охраняли честь своей профессии.
В противоположность им в повести дан образ борца Татаурова, готового совершить любой поступок, вплоть до предательства и доноса, во имя своего личного благополучия. Этот контраст, раскрытый в живой и яркой смене глав, несомненно является достоинством повести. Автор показывает, как логика событий неумолимо ведет к гибели тех, кто встал на путь лжи, шантажа, предательства. Автор развенчивает борца Татаурова, нечестным путем ставшего чемпионом мира по французской борьбе. В утверждении честных и смелых людей — пафос повести. В этом серьезное достоинство книги Б. Порфирьева «Цирк «Гладиатор».
Обратившись к жизни цирка в сложное десятилетие торжества реакции, расцвета декаданса, шатаний в среде интеллигенции, автор, к сожалению, чрезмерно увлекается описанием морального распада, бытовой гнили части артистической и литературной среды. Это уводит от главной темы и вынуждает автора вводить в повесть большое число второстепенных персонажей, что отрицательно сказывается на композиции повести и развитии сюжета.
Б. Порфирьев понимает, что гнили и распаду следовало противопоставить здоровые силы, боровшиеся против реакции, показать людей, открывавших правду жизни, помогавших верно понять смысл происходивших событий. Одним из таких, по замыслу автора, должен был стать Смуров. Но он обрисован крайне бледно, мимоходом. О его принадлежности к большевикам лишь догадываешься, так неопределенно выражены его взгляды в каких-то призрачных намеках на политическую борьбу. Это самый слабый образ в повести. Если учесть, что кратковременной связи журналиста Коверзнева и актрисы Риты, ее характеристике уделено много страниц, — просчет автора становится очевидным. Это фигура второстепенная, значения для раскрытия основной идеи не имеет, и поэтому непонятно увлечение автора описанием альковных сцен. Автор с каким-то нездоровым смакованием, вызывающим в читателе чувство гадливости, пишет так, например: «Коверзнев с удовлетворением отметил, что у нее не только чистое белье, но даже выбриты подмышки». И подобного рода изложение встречается не так редко.
С горечью следует отметить небрежность языка и редактуры. Приведем лишь два примера. Поздно ночью Рита вернулась домой, вошла в комнату. Желая сказать, что Рита остановилась посреди комнаты, автор пишет: «она остановилась посреди пола» (стр. 103). Не редки нагромождения, утяжеляющие фразу, засоряющие ее. Например: «Сцепив напоминающие сосиски пальцы в замок, ротмистр ссутулился...» (стр. 108).
Идейные и композиционные просчеты повести снижают достоинство книги. Следует пожелать, чтобы в последующей своей работе — последней части трилогии о борцах-профессионалах автор с большей требовательностью отнесся к своему творчеству, добивался большей четкости и чистоты языка, а при переиздании либо подготовке к печати трилогии устранил недостатки, о которых кратко сказано в этой рецензии.
Ф. КАФТАНОВ
Журнал «Советский цирк» декабрь 1958 г.