Теодор Гарди отрежет нос желающему из читателей - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Теодор Гарди отрежет нос желающему из читателей

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Интересно, а во сколько раз лучше увидеть, чем прочитать? Вы видели когда-нибудь живую энциклопедию?

Цирковая, например, по многим статьям располагается таким образом - ее переплет лежит как раз на станции метро Аэропорт, и если раскрыть страницы, то одна из них ляжет на крышу циркового кооператива, что на улице Черняховского, а другая окажется на крыше другого циркового кооператива, расположенного по улице Усиевича. На букве "Ш" из третьего подьезда к вам может выйти Ширай Нази в прошлом жонглер с бубнами - Поздоровайтесь с ней. А из соседнего подъезда, если раскрыть страницу на букве "И", где-то часов в девять по будням - выйдет Иванов Валент
- Здравствуйте - он вам может кивнуть и как всегда заспешит к странице, что на Черняховской, так как там располагается его офис "Премьер". Иногда выходят из подъездов и другие люди. Но идут мимо страниц. Они в прошлом тоже артисты цирка, но по каким-то причинам в энциклопедию не попали. Не попал в нее и я в прошлом гимнаст, и, обходя заветные страницы, вхожу во второй подъезд к своей, также не попавшей в энциклопедию, маме, Черновой Эмме - в прошлом акробат, эквилибрист и иллюзионист. У нее в гостях Мордвинова Тамара - в прошлом гимнастка на трапеции.

Примечание - у не попавших в энциклопедию, в гостях, как правило, также в нее не попавшие.

Мы пьем кофе, ругаем редколлегию энциклопедии и я показываю старую афишу иллюзиониста Теодора Гарди. Вот, дескать, такая знаменитость, и тот не попал. Хотя - мог творить чудеса. А может он тоже был инвалид? Саркастически замечает мама, вспоминая папину шутку - Руки в главке не было. На часах шесть. Я иду к лифту, спускаюсь вниз и оказываюсь лицом к лицу с попавшим в энциклопедию Головко Виленом - в прошлом эквилибристом на штейн-трапе - Привет. Привет. Он был режиссером нашего коллектива "Русские самоцветы".  Выхожу на улицу и, обходя страницу с буквой "С", натыкаюсь на своего друга Стихановского Володю - в прошлом эквилибриста на проволоке. Стоим и вспоминаем учебу в ГИТИСе на режиссерском, работу в коллективе "Русские самоцветы". Ему я тоже захотел показать старую афишу с Теодором Гарди. Начал даже разворачивать, как вдруг, снова, но уже с работы, спешит Иванов Валент - он нам кивает и устремляется к странице с буквой "И". Я отхожу в сторону, а Стихановский вежливо набрасывает на себя ряд страниц. И тут, о боже, я всматриваюсь в текст. Глазам не верю. Одел очки - все тоже. "ИВАНОВЫ, семья цирковых артистов. Гордей Осипович И. Его сыновья - Фёдор И. (псевд. ТЕОДОР ГАРДИ) и Леонид И. Сын Фёдора - ВАЛЕНТ" Такому открытию позавидовал бы даже Булгаков. "Ты где?" - кричит Стихановский, выглядывая из-под страниц, но я уже плыл по сотам Билайна - "Мама, у тебя есть телефон Ивановых?"

С того момента, как в телефонной книжке на моем сотовом появилось новое имя Иванов Валент, начался диалог, по меньшей мере, исторического значения, ибо ведется он между небом и землей. Темой для обсуждения явился все тот же рекламный плакат Теодора Гарди. Теперь он простирается белым застывшим облаком и на него взирают живые и "ожившие". Особенно поражает красочное зрелище идущих по этому облаку 60-ти человек на ходулях.

Ряженые на разные голоса восхваляют программу своих представлений и зазывают публику в балаганы. Среди идущих можно увидеть трио, состоящее из Иванова Гордея Осиповича и его двух сыновей Леонида и Федора /Теодора Гарди/. Такая живописная картина некоторым может показаться просто рекламной акцией, на самом же деле именно так проходила конкуренция между балаганными предпринимателями и цирком братьев Никитиных. Но об этом потом, а пока - попробуем разгадать ряд иллюзионных трюков, заложенных в самом плакате.

Превращение Федора Иосиповича Иванова в Теодора Гарди" - неподражаемого исполнителя египетских тайн.

На плакате можно, к примеру, прочесть следующее: "Сегодня Т.Гарди превратиться в смерть, а смерть в Гарди. Эффектно" или "Исчезновение 3-х дам из первого ряда и лошади со всадником". Иллюзионист даже обещает объяснение секрета. Но есть в плакате такой трюк, о котором даже и не пишется. Например, "Превращение Федора Иосиповича Иванова в Теодора Гарди" - неподражаемого исполнителя египетских тайн. Зная о бережном отношении египетских жрецов к своим тайнам, мы все же решимся пообещать объяснение и этого секрета. Обратимся за помощью к свидетелям и очевидцам.

Алли - Вад - (настоящяя фамилия и имя Вадимов - Маркелов Александр Алексеевич) - тоже, кстати, иллюзионист - пишет - "Русские иллюзионисты, работавшие в балаганах, в летних увеселительных садах либо в первых отечественных кафешантанах, как правило, выбирали себе иностранные псевдонимы, чтобы сойти за международных гастролеров: так было легче найти работу. И Фролов становится Флорандом, рассылает по почте рекламные листовки на французском языке. В. Н. Ларионов превращается в Леони...

Среди множества мнимых иностранцев выделяется яркая фигура Гордея Осиповича Иванова (1858-1922), не побоявшегося написать на афише свое русское имя. Он происходил из семьи цирковых артистов. В раннем детстве участвовал в семейном номере "икарийские игры", затем, уже взрослым, исполнял "ножную лестницу".

В 1876 году поступил в учение к итальянскому иллюзионисту Шедини, гастролировавшему тогда в России, и овладел техникой "магического искусства".

Получается, что Федор Иванов - со слов Вадимова-Маркелова или Алли-Вада - мнимый иностранец. Но так ли это?

Вот что говорит Иванов Валент - сын Теодора Гарди:

- Его дед со стороны матери иллюзионистом был. Мать Ольга Федоровна Иванова - жена Гордея Иосиповича - Шединина - моя бабка - испанско-итальянского происхождения. Дед - Теодор Шедини.

Таким образом получается, что Федор Иванов, став Теодором Гарди был не таким уж трусливым русским и мнимым иностранцем. И не был особенным храбрецом его брат Леонид, оставивший фамилию отца. Тот и другой были прекрасными мастерами своего дела, но только пошли разной дорогой. Но эти дороги были заложены в них с самого детства.

Просто их отец имел в себе как бы раздвоение, а может быть даже растроение весьма одаренной личности в каждом избранном деле - антиподист, иллюзионист, цирковой предприниматель. С 6 лет выступал в балагане Боцва в акробатических и эквилибристических номерах. Как иллюзионист обучался у итальянца Шедини (своего тестя), гастролировавшего в России.

Женившись на дочери своего учителя, Гордей Иванов построил на Нижегородской ярмарке балаган - "Народный театр" с паноптикумом (музеем восковых фигур).

(У деда и отца был зверинец и животные в иллюзионном номере. Значит они еще были и дрессировщиками.)

"Из балаганов Нижнего лучшим считался "Народный" театр Гордея Иванова" - вспоминает Дмитрий Альперов в книге "На арене старого цирка". - Затем шли балаганы Эгуса, Великапистова, Василевского, Абрамовича.

Сам Гордей был талантливый антиподист. Работал он сам и его два сына шести и семи лет. Втроем они проделывали сложные трюки, очень нравившиеся публике.

Гордей разъезжал со своим "Народным домом" по всем ярмаркам, но зимовал всегда в Орехово-Зуеве. Орехово-зуевские рабочие его очень любили и охотно посещали его представления.

Особенно ценили рабочие гордеевский хор, которым управлял он сам. Гордей не любил "цыганщины", он был ценитель и знаток русской народной песни. Хор у него был большой и выступал в богато расшитых русских костюмах. Певчие у него были отличные.

Позже у него занимались с хором два хормейстера, но дирижировал им всегда он сам."

Умер Гордей Иванов в 1922 году. Два сына, подобно рыцарям на распутье пошли каждый своей дорогой, но оставались верными и преданными отцовскому делу.

"Леонид Иванов, мой друг детства - был одним из лучших дрессировщиков мелких животных, особенно обезьян - вспоминает Альперов. - В своем номере дрессировки Иванов появлялся на арене в русской шелковой рубашке, которая очень ему шла. У Иванова был номер "скачки", в котором роль жокеев играли обезьяны, одетые в специальные костюмчики, а лошадей заменяли собаки. Обезьяны были у него и эквилибристами и жонглерами. Они ходили по проволоке, крутили ногой палку. Собаки стояли и ходили на передних лапах, делали сальтомортале, вспрыгивали на ходу на лошадь. Верблюд делал те упражнения, которые в цирке обычно делают лошади: танцевал вальс и прыгал через препятствия. Леонид Иванов умер в начале 1936 г. До самой смерти он хранил портсигар отца. На нем надпись: "Гордею Иванову от орехово-зуевских рабочих".

Другой же сын, Федор Иванов, стал продолжателем отцовского иллюзионного дела, заложенного еще дедом Теодором Шедини по материнской линии. А став Теодором Гарди он как бы вобрал в своем новом имени прошлое, свою ремесленническую и родословную принадлежность - дедовское Теодор и отцовское Гордей.

 

Обсудить на форуме

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования