От культуры к цивилизации. Цирк останется! - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

От культуры к цивилизации. Цирк останется!

В сокровищнице мировой культуры хранится довольно загадочный феномен, насчитывающий не одно тысячелетие. Этот феномен - цирк! Цирк, в своей жизни видели очень многие, в нём хорошо разбираются знатоки и… любят - все остальные.

Множество сохранившихся артефактов, относящихся к 3-2 тысячелетию до нашей эры, неоспоримо свидетельствуют о том, что цирк отсчитывает свою родословную с седой античности.

Если попытаться освободиться от сопутствующих любому, в том числе и цирковому искусству формальных признаков, то мы неизбежно придём к выводу, что архетипом (первоосновой), отправным, содержательным и формообразующим моментом цирка является … демонстрация мастерства.

Тема в цирковом произведении - не самое важное. Тема - повод, мотивировка для демонстрации специфического циркового мастерства. Если из произведения тема, "выпирает", значит, что-то не так - номер не удался. Или скажем, помягче, мастерство в цирке куда важнее темы.

Не просто отличное или даже безупречное владение определённым ремеслом, а именно исключительное, виртуозное мастерство владения тем, что индивидууму отпущено Природой, Господом Богом и наработано годами упорного труда. Филигранное исполнительское мастерство - предмет, суть и основа цирка, его форма и содержание!

Причём, если для всякого профессионала важен конечный результат его профессиональной деятельности, то артист цирка содержанием своей работы делает именно сам процесс демонстрации своего мастерства. Конечно, придав этому процессу яркую, зрелищную, эстетически выразительную, значимую художественную форму.

Цирк..! Несмотря на свой почтенный возраст, он всё ещё жив.

Больше того, - он молод, энергичен, полон сил и устремлён в будущее. Кажется, он был, есть и будет всегда! Потому что цирковое искусство - даже не столько профессия, сколько особая религия, своеобразное мировоззрение, иное миропонимание, другая философия жизни.

Чтобы его понять, цирк следует воспринимать как особый, своеобразный способ жизни. Жизни наизнанку! Цирк, если угодно - фантом, он - самый настоящий миф! Красивый, изящный, демократичный и… всемирно популярный. И разве миф может умереть? Человечество и по сию пору не в силах отказаться от живительного коктейля из адреналина и позитивных эмоций по имени цирк!

В минувшем веке на долю цирка выпали нелёгкие потрясения. Первая мировая война, социалистический переворот, экономические, социальные и культурные катаклизмы, потрясавшие Россию с начала ХХ века, оказали огромное воздействие на развитие страны. Не стал исключением и цирк.

Претензии мирового коммунизма оказались историческим и культурным недоразумением, но справедливости ради следует признать, что тот культурный экстремизм, который был присущ большевизму, как ни парадоксально, стимулировал развитие цирка в стране.

Зимой 1956 года сотни бельгийских газет и журналов захлебывались от восторженных комплиментов и наперебой состязались в подборе превосходных эпитетов: "…Московский цирк показал брюссельской публике свой оригинальный и безукоризненный спектакль. Это спектакль высокого класса, настоящий цирк, ещё никогда не виданный в Западной Европе". "В присутствии королевы Елизаветы цирк дал триумфальную премьеру". "Если мастерство и лёгкость исполнения являются признаком гениальности, то у всех артистов Московского цирка они налицо". "Русские артисты полностью оправдали свою репутацию самого грандиозного и самого лучшего цирка в мире".

И дело не столько в том, что историческое турне оказалось, безусловно, триумфальным, хотя и в этом тоже! Важнее другое: то, что увидела западная публика и профессионалы манежа, разительно изменило ход развития мирового цирка. Европейский, как, впрочем, и весь мировой цирк, получил мощнейший импульс для дальнейшего развития и совершенствования.

Таким было начало всемирного признания безусловного лидерства российских мастеров манежа. Наступал "золотой век" советского цирка. По меньшей мере, три последующие десятилетия российский цирк оставался "законодателем мод" во всех странах и на всех континентах.

… На рубеже 1990-х Россия пережила шок. Разрушительное действие, как ни странно, оказали ни крушение коммунистического мифа, ни распад страны, ни экономические и социальные потрясения. Глобально значимым событием явилась… смена культурной парадигмы, как строгой иерархии моральных, этических и эстетических ценностей, регулирующих духовную и материальную основы жизни. Ощутимо травмирующее действие произвело то, что произошло всё это одномоментно, то есть обвально, катастрофически. В одно совсем не прекрасное утро люди проснулись и осознали, что живут в далеко не столь совершенной стране и в не столь прекрасном мире.

Доминирующим мотивом сегодняшней рефлексии деятелей цирка можно признать ностальгию по утраченной гармонии - "золотому веку" отечественного цирка. По тому времени, когда в цирке всё интересное, оригинальное и самобытное что-то значило или, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить!

Когда с яркими новаторскими работами на манеже появлялись талантливые артисты - это было событие! Об этом говорили, обсуждали, анализировали, рецензировали почти все тогдашние СМИ. Само цирковое искусство было значительным и, что не менее важно, престижным!

Престиж профессии артиста цирка в стране был невероятно высок. Являясь частью национальной идеи (коммунистической идеологии), цирк в очень яркой и доступной форме демонстрировал и утверждал превосходство коммунистического строя, и государство считало себя обязанным всесторонне заботиться о развитии циркового искусства. Отсюда беспримерное по мировым масштабам строительство стационаров в стране, всемерная забота и уважение к цирку и цирковым артистам, практически, на всех уровнях государственного устройства.

Можно как угодно относиться к критике, как к одному из важнейших институтов функционирования искусства. Но в советские времена критика была, и это во многом определяло критерии творческого уровня, стимулировало созидательные процессы. Нынче критики не стало.

Сейчас можно говорить о культурном величии большевистской эпохи, потому что большевизм кончился. Мы можем постфактум признать тему большевизма-коммунизма - гениальной. Исполнение, правда, было посредственным.

Сегодня российский цирк в сокрушительной форме утратил свой полноформатный государственный статус.

В новых исторических условиях, государство, так или иначе, охладело к цирку, вытеснив его на периферию шоу-бизнеса. Цирк перестал ощущать себя культурным авангардом. Исключительно негативные последствия этой поистине исторической метаморфозы будут ощутимы ещё очень долго.

В сегодняшнем постиндустриальном, потребительском мире сугубо российского замеса, отечественное цирковое искусство вынуждено выживать и развиваться в так называемых рыночных условиях. Притом, что, как все давно догадались, ни рынка, ни демократии, пока… не вытанцовывается.

Последнее десятилетие российской истории характеризуется небывалой деградацией власти. Власти в России сейчас нет. Или, сказать, точнее, произошла приватизация власти. Это едва ли не единственная удавшаяся в России приватизация - и лучше бы она не удавалась.

Вместо власти - неприкрытый произвол-беспредел бюрократических структур всех уровней, плюс (хорош плюс!) засилье криминалитета всех рангов и мастей. Это коренной факт нынешней российской жизни, определяющий собой все остальные.

Власть, не сильно богатая хлебом, нажимает на зрелища - попса, реклама, масскульт, китч и проч. И такого рода зрелища, явно придясь по вкусу народу, вызывают крайнюю озабоченность думающей части циркового содружества. Многие понимают, что так жить - нельзя. Нужны перемены, но…

Такие, чтобы "вернуть отечественному цирку былую славу", "возродить былой престиж", "возобновить лучшие образцы во всех жанрах"… и так далее.

Но это иллюзия, неосознанное заблуждение. Ничего уже не воротишь! По той, хотя бы, простой причине, что не воротишь Советского Союза, коммунистической идеологии, компартии и всего, что с этим было связано.

В прошлое, как бы ни хотелось, как бы ни горька была ностальгия - не вернуться! Этот сюжет нашей истории мы изжили. Надо двигаться дальше.

Современное положение российского цирка между тем, внушает сдержанный оптимизм. Инструментов, чтобы этот оптимизм измерить, осталось не так много. Наиболее достоверный - всемирные Фестивали - Конкурсы циркового искусства. Наиболее престижные - в Париже и в Монте-Карло.

Четверть века назад в Париже родился Всемирный цирковой Фестиваль "Цирк будущего". Эстетическая доктрина, положенная в основу Парижского конкурса прямо противоположна Монте-Карловскому.

Когда-то у Пабло Пикассо спросили, почему он не участвует в многочисленных манифестационных акциях, проводимых его коллегами. Пикассо ответил: "Все они что-то там ищут, пробуют, экспериментируют с новыми идеями и формами, цветом и техникой. А я не ищу. Я давно нашёл! И просто работаю".

Так вот, Монте-Карло - это Фестиваль тех, кто нашёл. Парижский - тех, кто ищет.

Парижский Фестиваль носит ярко выраженный поисковый, экспериментальный характер. Здесь особо ценится новизна во всех её проявлениях, оригинальность замысла и воплощения, дерзость и эпатаж, неординарность и исключительность. Из Парижа, в самом деле, можно разглядеть будущее цирка.

Так вот, историю участия артистов Российского цирка в Парижском Конкурсе, можно резюмировать так. За двадцать пять состоявшихся Фестивалей*, в так сказать, "общем командном зачёте" уверенно лидирует Россия. (* Следует иметь в виду, что российские артисты стали принимать участие в Парижском Конкурсе, начиная с Седьмого, т. е. с 1984 года.)

Артисты "Росгосцирка" на сегодняшний день собрали самую богатую коллекцию из пятидесяти четырёх медалей различного достоинства. Ближайшие соперники россиян, - Франция и Китайская Народная Республика,- имеют в своём активе, соответственно, сорок четыре и сорок три медали. Комментарии - чуть ниже.

С середины 70-х Княжество Монако к статусу игорной столицы Европы, месту проведения парусных регат, шахматных турниров знаменитостей, теннисных чемпионатов высшего ранга, престижных автогонок "Формулы-1", кинофестиваля рекламных фильмов и многочисленных художественных выставок и салонов прибавило ещё одну отличительную особенность. С 1974 года в Монте-Карло проводится, пожалуй, наиболее авторитетный и престижный международный Фестиваль циркового искусства. Проводимый по инициативе и под патронажем Принца Ренье III, Фестиваль в Монте-Карло часто называют церемонией присуждения цирковых Оскаров. Что, по сути, верно.

Помимо своего прямого назначения Конкурс выполняет ещё ряд важных функций. Он, ко всему, ещё и всемирная биржа циркового бизнеса, где проходят переговоры и заключаются сделки, в конечном счёте, влияющие на коммерческую и гастрольную политику цирков всего мира. Ко всему, Монте-Карло - это ещё и яркая, захватывающая экспозиция новинок и последних достижений в области циркового искусства.

За 28 Фестивалей, прошедших в Монте-Карло было присуждено 162 фигурки "Клоунов". Из них, Золотых - 49 Серебряных - 113. В неофициальном "командном" зачёте места на сегодня распределяются следующим образом: лидируют артисты "Росгосцирка", завоевавшие девять золотых и девятнадцать серебряных фигурок.

Далее следуют артисты КНР - восемь золотых и четырнадцать серебряных фигурок, затем, артисты КНДР - восемь золотых и четыре серебряные фигурки, затем, номера артистов из цирков Швейцарии, Франции и цирка "Дю Солей" - каждая из трёх последних стран получила по две золотых фигурки.

Из приведённой статистической выборки можно сделать несколько выводов. В сравнении со своими зарубежными коллегами отечественный цирк идёт пока ещё впереди. Но, что называется, "ноздря в ноздрю".

Креативная работа над новыми номерами продолжается, хотя…

Переосмыслению и реформированию сегодня динамично подвергается вся художественная структура цирковых номеров: видоизменение пластики трюков, "подходов" к ним, переходов от одной комбинации к другой, "пластическое" обыгрывание взаимоотношений с партнёрами, дизайн реквизита, эпатирующий костюм, замысловатый грим, вычурный музыкальный материал и т.д. и т. п.

Нельзя надеяться на успех, если вы говорите сегодня своим искусством то, что все уже знают не хуже вас. Сегодня никого всерьёз не интересуют заурядные банальности, и крепкий "середняк". Нынешняя публика не ждёт эстетических открытий и художественных потрясений. Она жаждет эффектного, а лучше шокирующего разнообразия! Не получив его, публика "голосует ногами", покидая цирки. Российские артисты пробуют новое, экспериментируют, ошибаются и снова пробуют…

Но в том-то и дело, что нынешнее состояние окружающей нас действительности не оставляет культурному человеку иной альтернативы, кроме выбора между западным масскультом и внутренне несерьезным, игровым постмодернизмом.

Когда культура умирает, она перерождается в цивилизацию. С наступлением цивилизации художественное творчество делается внутренне ненужным и вырождается в спорт, в азарт. Не потому ли мы видим вокруг так много казино и прочих игровых "бизнесов". Остается только один путь - путь скепсиса. Этот скепсис зовется сегодня постмодернизмом. В эпоху постмодернизма культура способна возвращаться лишь как повод и материал для ироничной игры, театрально, пародийно. Этим занимаются сейчас самые талантливые люди. И люди цирка - тоже.

Происходит возрастающая, не знающая параллелей стандартизация культурной жизни. Глобализация культуры создает всемирный межкультурный фестиваль, в котором нет ни центра, ни доминирующей культурной модели. Тем не менее, одна норма просматривается, и движение к ней идет по всем направлениям: это американский потребитель, как верховный образец выдвигающий прибыль как универсальный критерий экономических и, увы, творческих достижений.

К четырём природным стихиям - огня воды, земли и воздуха добавилась пятая, она-то и доминирует. Это - деньги, прибыль. О, как это пошло, скучно и прозаично, всё так. Остаётся ответить на простой, но очень трудный вопрос: как быть? Кто мы, такие, русские и россияне, и какой "сюжет" своей истории изживаем? Что называется: откуда мы пришли и куда нам идти?

Универсального ответа я не знаю, поэтому отделаюсь трюизмом: как можно скорее интегрироваться в цивилизационный общемировой процесс. Со всеми его плюсами и минусами…

… Цирк имеет дело с древнейшими и потому быть может, самоценными переживаниями, такими как Красота, Удивление, Страх, Восторг и Смех. Это, если угодно, пять слонов, на которых стоит цирк. Потребность в этих, казалось бы, элементарных переживаниях для психического и физического здоровья человека столь велика и значима, что цирку вряд ли стоит опасаться за своё будущее.

Цирк был, остаётся и останется! Пока существует земля, воздух, огонь, вода, животный мир. Пока жив человек! …

Даже в эпоху, когда цивилизация доминирует.

Владимир Сергунин

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования