Г.В.Хазанов всегда в поисках нового. Ю.А. Дмитриев - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Г.В.Хазанов всегда в поисках нового. Ю.А. Дмитриев

В старину эстрадные артисты нередко писали на афишах: "Единственный в своем роде". Яркая индивидуальность высоко ценилась в эстрадном искусстве.

И если сейчас вспомнить выдающихся мастеров, выступавших в так называемом разговорном жанре, начиная с И.Ф. Горбунова, действовавшего еще во времена А.Н.Островского и дружившего с ним, а потом и мастеров XI века - Н.П.Смирнова-Сокольского, А.Л.Райкина, М.И.Гаркави, И.С.Набатова, Д.Б. Мирова и М.В. Новицкого, Ю.Т. Тимошенко и Е.И.Березина, М.В.Миронову и А.С.Менакера и других нетрудно убедиться, что каждый из них был подлинной творческой индивидуальностью.

Стать индивидуальностью на эстраде трудно и, вероятно, этим объясняется редкое появление мастеров, так называемого первого плана. В доказательство приведу высказывание Л.М.Гурченко, успешно выступающей не только в кино и театре, но и на эстраде. Вот что она утверждает: "Ничто так не закаляет и не оттачивает талант артиста, как эстрада. В кино есть режиссер. Он тебя выручит кинематографическими средствами и поможет. В театре можно сыграть роль, можно выйти в массовке, но ты играешь в спектакле - в коллективе. А на эстраде ты один! Один властелин зала. Ты сам себе и артист, и опора, и голова, и режиссер. Потому что каждый концерт никогда не похож на предыдущий.

Он с новыми акцентами, неожиданными реакциями, публикой, которая тебе не простит неверного шага, неточной ноты и своих неоправданный надежд. Если ты сумеешь заразить собой зал, принести "свою" атмосферу и повести публику за собой - значит, ты артист эстрады. Ты имеешь право на "соло" 1 . Этим я предваряю разговор о Геннадии Хазанове, о том сложном творческом пути, который прошел артист прежде, чем завоевал всенародную любовь и стал в ряд с лучшими представителями своего жанра. Его мать была страстной театралкой. В сороковые и пятидесятые годы XX века при Доме актера Всероссийского Театрального Общества существовала Секция зрителей. В ней и принимала активное участие мать Хазанова. Члены Секции обсуждали спектакли, встречались с актерами, режиссерами, театральными критиками, спорили, искали истину. Своими впечатлениями об увиденном мать часто делилась с сыном. Так Хазанов, не будучи выходцем из театральной семьи, оказывался в гуще театральных интересов.

И все же, когда Хазанов закончил среднюю школу, он не сразу решил посвятить себя сцене и поступил в Московский Инженерно-строительный институт. Там он принимал участие в самодеятельности, одновременно участвовал в студии МГУ "Наш дом". Но, проучившись в институте всего один год /технические дисциплины не увлекли его/ на следующий год Хазанов держал экзамены во все московские театральные учебные заведения - ГИТИС, Училище им. М.С.Щепкина, Училище им. Б.В. Щукина, школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко. И везде получил отказ - его признавали профессионально непригодным. Однако будущее показало, что актерски он талантлив, что немногие из выпускников театральных учебных заведений могли с ним встать в один ряд по дарованию, и все-таки его не приняли. Сейчас трудно объяснить логику преподавателей, но можно предположить, что в щуплом молодом человеке они не увидели будущего героя, его застенчивости не угадали острого комедийного начала и педагоги решили, что абитуриенту лучше продолжить обучение в техническом вузе и стать инженером. Так, среди поступивших в театральные вузы фамилии Хазанова не оказалось. И для него остался последний шанс - поступить в цирковое училище, тем более, что в нем в 1961 году открылось эстрадное отделение и училище в том же году переименовали в Эстрадно-цирковое.

К тому времени, когда Хазанов в училище поступил, оно уже обрело статус учебного заведения, выпускники которого уже прославили цирковое искусство. Среди них такие выдающиеся клоуны, как Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров. Но опыт подготовки эстрадных артистов в училище отсутствовал. И Хазанов вместе с училищем осваивая новую программу, овладевая одновременно и цирковыми приемами. Он занимался акробатикой, научился, недурно жонглировать. Поскольку на эстраде значительную роль играет пластическая выразительность актера, большое внимание уделялось танцу и, входившей тогда в моду, пантомиме. Все эти умения в дальнейшем очень пригодились Хазанову, хотя его и привлекал прежде всего разговорный жанр. А здесь особое внимание уделялось технике речи и актерскому мастерству, которое вела педагог, замечательная актриса Надежда Ивановка Слонова. Дочь выдающегося актера И.А.Слонова, игравшего главным образом в городах Поволжья, она и сама начинала на провинциальной сцене. А потом ее пригласили в Московский театр Сатиры, где она заняла ведущее положение. Ей всегда были присущи эмоциональная заразительность, юмор, острое чувство формы, изящество внешнего рисунка. Те, кому довелось ее видеть в роли мадам Мезальянсовой в "Бане" В.В.Маяковского, наверное, никогда ее не забудут.

Вместе с тем Слонова отличалась острым умом, образованностью, литературным дарованием. Будучи известной артисткой, Народной артисткой РСФСР она закончила театроведческий факультет ГИТИСа, написала книги, одну из них посвятила своему отцу, а другую выдающемуся режиссеру Н.Н.Синельникову. Писала она также комические сценки, в которых вместе с мужем выступала на эстраде и имела большой успех. Стала педагогом.

В 1963 году среди ее учеников оказался и Хазанов. Особенное внимание она обращала на ответственность артиста перед публикой. Слонова отдавала занятиям много времени, вкладывала в них свою душу, не допускала у своих учеников ни малейшей расхлябанности, требовала от них постоянной творческой формы. Иным ее требовательность казалась даже чрезмерной. Но от своего любимого ученика Хазанова она добилась многого. Его пригласили стать конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Это было серьезным испытанием для молодого человека только что получившего диплом. Стать конферансье в прославленном коллективе, где до него был Е.В.Петросян, сменивший Ф.А.Липскерова, который в свою очередь конферировал после самого Утесова. Работа с Утесовым стала университетом для Хазанова. Утесов не проводил специальных уроков, но то, что он говорил, стоило многих лекций. А самое главное он сам, его умение общаться со зрителями. Их увлекала его страстность и подлинность чувств в исполнении гражданских песен и, вместе с тем, светлая лиричность других, веселый, лукавый юмор, а иногда и явная насмешливость третьих. Хазанов проработал с Утесовым недолго, но научился многому.

И все-таки Хазанов ушел. Конферансье - сложнейшая и интереснейшая эстрадная профессия. Но конферансье, по преимуществу, говорит от собственного лица, ведет прямую беседу со зрительным залом. Хазанову же этого показалось мало, ему хотелось создавать сценические образы, различные характеры. Именно на это в Училище его ориентировала Слонова. Еще, будучи участником самодеятельности МИСИ, Хазанов начал исполнять монолог учащегося кулинарного техникума, одним из авторов которого был тоже студент этого института, в дальнейшем известный эстрадный автор Л.Измайлов. Уйдя от Утесова и придя на эстраду, Хазанов исполнял и этот номер, вскоре ставший визитной карточкой артиста. Еще К.С.Станиславский говорил, что первое достоинство артиста - его сценическое обаяние. Если таковое отсутствует, артисту нечего делать ни в театре, ни, тем более, на эстраде, где он остается один на один со зрителями на голой сцене. И успех Хазанова во многом объяснялся его большим сценическим обаянием, в плену которого сразу оказывались зрители. Но, конечно, успех основывался и на избранной артистом сценической маске, смешно и убедительно представленной зрителям.

Ученик кулинарного техникума робкий, застенчивый, несколько наивный человек, со всей страстностью молодого возраста желающий постичь азы поварского искусства, но по своему простодушию и доверчивости часто попадающий впросак, был и трогателен и смешон одновременно. Играя роль этого студента, Хазанов, по сути, создал не маску, а яркий запоминающийся характер, который не мог не вызвать зрительской симпатии. Растерянная фигурка на сцене, нервно теребящая пальцы, дрожащим голосом доверчиво делящаяся своими "подвигами" на кухне, вызывала не только смех, но и сочувствие зрителей к его просчетам и неудачам, которые он сам не всегда сознает. Артист создал образ человека, которого можно было встретить на улице, в транспорте, который сидел тут же в зале, т.е. одного из многих. Этим он и был близок сидящим в зале - обычный человек, попадающий в смешные положения благодаря своему простодушию, но при этом не лишенный некоторой хитринки и даже хвастливости. Удивительны у артиста были паузы. Известно, что держать на сцене паузу, особенно продолжительную, дело сложное. История театра знает, как великие артисты держали долгие паузы и весь театр при этом замирал. И рассматривалось это, как высочайшее качество актерского мастерства. Держать паузу на эстраде не легче, а может быть даже сложнее, чем в театре. Здесь действие развивается стремительно. Хазанов же часто прибегает к паузам, которые не только не ослабляют накала действия, но обостряют его, давая возможность зрителям осознать и зафиксировать ту или иную мысль, высказанную артистом.

Так Хазанов в этом номере, ограниченном временными рамками сборного концерта, т.е. 10-15 минутами, эстрадными средствами создал образ своего современника с его биографией и перспективой развития,

И когда он начал исполнять этот номер, о нем заговорили и не единожды он становится Лауреатом эстрадных конкурсов. Часто бывает так, что, найдя интересную, сценическую маску, эстрадный артист так на ней и останавливается и эксплуатирует ее всю жизнь. Примеров тому множество Достоинство Хазанова заключается в том, что он постоянно в поиске нового - образов, репертуара, жанрового разнообразия.

Вслед за номером студента кулинарного техникума в репертуаре артиста появилась несколько номеров, упрочивших популярность Хазанова. За исполнение одного из них /монолог "Премия" С.Альтова/ и пародий, которые стали исполняться артистом /Е.Озеров, А.Акопян и др./ в 1976году он становится Лауреатом V всесоюзного конкурса артистов эстрады. От исполнения отдельных номеров Хазанов переходит к созданию спектаклей по типу театра миниатюр - с артистами, оркестром, балетом. Они основывались на хорошей литературе драматурга А.Хайта, были остроумны, сценичны. Первым стало обозрение "Мелочи жизни" /реж. БДевинсон, композитор В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт/, вторым - "Очевидное и невероятное" /реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, трюки Л. и Ю.Мозжухины/. Оба спектакля шли на сцене Московского театра эстрады, имели шумный успех. Сатирические монологи в образе "Попугай", "Кот", "Пыль в глаза", "Бег в мешке" и др., высмеивающие различные типажи людей, надолго остались в репертуаре артиста.

Но сатира оказалась столь острой, что в 1984 году последовало запрещение спектаклей, да и публичных выступлений артиста. Он продолжает выступать в клубах, а параллельно задумывается о создании Театра одного актера, не чтеца, как это было у В.Яхонтова, а именно эстрадного актера, без какого-либо антуража, без явной зрелищности. Первым стал спектакль "Избранное". Когда говорят "избранное", то обычно подразумевают лучшие веши, собранные из старых программ. В случае с Хазановым все было иначе. "Избранное" - спектакль сатирический, состоящий из ряда сцен, ранее не показанных, обращающихся к тем или иным современным событиям. Хазанов выходил на пустую сцену - никаких декораций, никакого реквизита. Оказавшись на авансцене, он начинал говорить и чудо мастерства заключалось в том, что каждому находящемуся в зале казалось, что артист обращался именно к нему. В том, как говорил Хазанов, не было даже намека па пафос, риторику. Артист как бы беседовал с залом. И паузы, о значении которых уже говорилось выше, теперь приобретали еще большую выразительность. Это были паузы-раздумья, когда мысль как бы не сразу приходит в голову, когда видно, что человек, думает, сомневается, спорит сам с собой, прежде чем он утвердится в том или ином соображении и поделится им с залом. Например, в чем разница между юмором и сатирой? Юмор - это когда человек в результате увиденного или услышанного хочет смеяться. А сатира, когда смеяться хочется, но страшно, больно, поскольку речь идет о серьезных проблемах. Артист обращается к различным жизненным явлениям - тут и бюрократизм, и наглое вымогательство со стороны чиновников, тут и низкое качество продукции и т.д. Многие эстрадные артисты обращались к подобным темам. Однако своеобразие Хазанова-артиста в том, что он как бы становится своим персонажем и от его лица ведет речь.

Иногда он ироничен, иногда растерян, иногда возмущен, иногда удивлен. В каждой новой сценке артист иной, но всегда убедительный, всегда действует в образе своего персонажа. В одной из сценок молодой человек, из числа тех, кто чаще всего околачивается возле винного магазина, жаждет опохмелиться, но денег нет. Однако он знает, что у приятеля сохранилась заветная сумма. Но тот неожиданно решил поднять их культурный уровень и купил билеты... в консерваторию. То, что приятель по этому поводу услышал, понятно. Но в консерваторию они отправляются. И здесь артист голосом, жестом, походкой создает убедительные портреты трех забулдыг, оказавшихся в зале консерватории. Одновременно артист показывает восторженную поклонницу классической музыки и всю атмосферу консерваторского зала. Конечно, остра и смешна сама конфликтная ситуация, где агрессивная бездуховность сталкивается с совсем иным миром. Но Хазанов умеет "придать объем" не только так называемым отрицательным персонажам. Восторженная слушательница не менее смешна, когда делится своими восторгами с абсолютно далекими от этой сферы людьми. Каждое действущее лицо представлено артистом выпукло, каждому найдены особенные характерные детали, и каждый из них словно видится через увеличительное стекло. Артист сумел показать не только смешные стороны людей, но сатирически заостряя образы, раскрывал и негативные явления жизни, бездуховность, невежество, отчего становилось и немного грустно.

В другой сценке "Арбуз" о людях, стоящих в очереди за арбузами, вновь за бытовым юмором просвечивает сатирическая острота. Явственно видишь наглого, улыбающегося во весь свой рот, полный золотыми зубами, издевающегося над людьми, пользуясь своей властью над ними. Колоритна одна из покупательниц: кричит, скандалит грозит, что напишет жалобу. Но как только подходит ее очередь, вся спесь с нее слетает к она становится униженно просящим, лебезящим перед наглецом человеком. На протяжении всей сценки Хазанов играет несколько ролей, не переодеваясь, не прибегая к гриму, пользуясь только внутренним перевоплощением.

Следует признать, что при комедийной и сатирической направленности своего искусства, Хазанов почти полностью исключает гротеск, буффонаду. Он использует средства психологического театра, тяготение к которому всегда сказывалось в творчестве Хазанова. Но главными, конечно, остаются эстрадные средства - прямое общение с залом средствами так называемого открытого мастерства.

Вслед за "Избранным" последовал спектакль "Масенькие трагедии", который стал по сути первым целостным спектаклем театра МОНО.

Он состоял из ряда миниатюр: "Пролог", "Сашка", "Возвращения к жизни", "Пристяжной", "Странная мечта", "Виола да гамба", "Эпилог". Тексты миниатюр написал ленинградский литератор М.Городинский, поставил спектакль режиссер Р.Виктюк, хужонник Б.Баер, музыку в некоторых случаях подобрал и частично написал А. Ферэджиев. Премьера состоялась в июне 1987 года. Спектакль, поводимому, был эксперементальным. Как и раньше артист обращался к современным проблемам. В этом отношении он последователен. Но здесь он почти полностью отказался от комедийных приемов, в значительной степени использовал средства драматического спектакля. Памятуя о тяготении артиста к драматическому театру всегда, полагаю, что и здесь, как многие известные комики до него, он решил себя проверить в качестве драматического артиста. Напомним, что даже величайший комедийный актер К.А.Варламов играл роль короля Лира и Муромсвого /"Свадьба Кречинского" А.В.Сухово-Кобылина/, а другой выдающийся комик И.В.Ильинский замечательно представил драматическую судьбу Акима в пьесе Л.Н.Толстого "Власть тьмы".

Следует сразу сказать, что Хазанов убедил нас в том, что он может с успехом играть и драматические роли. Но хотелось бы пожелать артисту не расставаться и с комедийным жанром. Зритель, привыкший к искрометному, легкому таланту артиста, хочет его видеть и в этом, привычном для него качестве. И артист не должен лишать зрителя этого удовольствия. Тем более, что в комическом Хазанов всегда был силен. Гениальный комедиограф Н.В.Гоголь утверждал, что драматическое и комическое может быть одинаково полезно, что и то и другое способно лечить болезни, как горячая и холодная вода.

В своем спектакле Хазанов использовал подлинный текст Гоголя - отрывок из новой развязки "Ревизора". Напомним, что эту развязку писатель создал значительно позже, чем саму комедию, когда он находился в тяжелом душевном состоянии. В ней утверждалось, что в комедии выведены не живые люди, заимствованные из самой жизни, а человеческие страсти, По этому поводу великий русский актер М.С.Щепкин писал Гоголю: "По выздоровлении, прочтя Ваше окончание "Ревизора", я бесился на самого себя, на свой близорукий взгляд, потому что до сих пор я изучал всех героев "Ревизора", как живых людей… Я так свыкся с городничим, с Добчинским и Бобчинским в течение десяти лет нашего сближения, что отнять их у меня и всех вообще, - это было бы действие бессовестное. Чем Вы их мне замените?.. Я их люблю, люблю их со всеми слабостями, как и вообще всех людей. Не давайте мне никаких намеков, что де не чиновники, а наши страсти: нет, я не хочу этой переделки: это люди настоящие, живые люди, между которыми я вырос и почти состарился, видите ли, какое давнее знакомство" 2. Привожу эту достаточно пространную цитату, потому что считаю, что Хазанов актер щепкинской традиции, он всегда конкретен в показе человеческих характеров, а значит и страстей. Хазанова же заинтересовал неожиданный поворот "Ревизора" позднего Гоголя и он попробовал совместить обобщение автора и конкретный реализм Щепкина.

Спектакль начинался и кончался подлинным текстом Гоголя, а внутри были сценки Городинского. Столь серьезный зачин и не менее серьезный эпилог определяли и серьезную направленность спектакля в целом. В начале спектакля артист вытаскивал на сцену громадную колымагу.

Когда ее передняя часть открывалась, зрители видели нечто, напоминающее то ли комнату Коробочки, то ли покой Городничего, то ли спальню Подколесина. Обобщенный образ жилья гоголевских персонажей. Звучит музыка, как всегда раздаются аплодисменты. Но артист, одетый в рабочий комбинезон, сосредоточен и не отвечает на приветствие зрителей. И этот спектакль посвящен присущим людям порокам. Но если раньше артист над ними в большей мере издевался, то теперь раздумывает об их существе и происхождении. Так в "Сашке" он говорит о людях, каких немало, стремящихся остаться посередине, не вашим, не нашим, ничем не выделяться. Так жить удобнее. Артист не рассуждает о них, он их убедительно показывает, находя для каждого характерные детали. В сцене "Странная мечта" возникает некто, носящий странную фамилию Главнюк. Он мечтает о памятнике себе любимому. Вся жизнь его посвящена воплощению этой мечты. Вот он стоит на кровати в позе Поприщина из "Записок сумасшедшего" Гоголя. Вот он работает в области науки на стыке квантовой теории и урологии. Но мысль о памятнике ни на минуту не покидает его. Он убежден, что памятник ему поставлен будет. И в конце концов памятник воздвигают: "Такую хреновину отгрохали". Но кому он нужен, если вся жизнь прошла зря и никто даже не знает, а собственно кому он поставлен. Весь этот сюжет разыгрывается актером так, что комическое начало в нем перерастает даже в трагизм.

В спектакле Хазанов предстает синтетическим артистом. Наряду с психологизмом драматического артиста, он показывает свои умения, обретенные еще в Эстрадно-цирковом училище. Он превосходно двигаемся. Его удивительные падения - на профессиональном языке каскады - сделали бы честь любому акробату. Он хорошо танцует. И, главное, его отличает мастерское умение говорить со сцены. Говорить размышляя и добиваясь того, чтобы каждое слово несло мысль, было действенным. И всегда он добивается отклика в зале. Его слушают, смеются, сопереживают и размышляют вместе с ним. А есть ли у артиста эстрады более важная и трудная задача?

Начиная: с этого спектакля, Хазанов постепенно культивирует в себе драматического артиста. В 1992 году он, наряду с ведущими театральными артистами Е.Евстигнеевым, А.Калягиным, В.Невинным принял участие в спектакле "Игроки", поставленным С.Юрским на сцене МХАТ. В дальнейшем стал участвовать и в различных антрепризах, в спектаклях "Ужин с дураком", "Смешанные чувства" и др. Наряду с этим Хазанов не оставляет и концертную деятельность. В программах "Чужие юбилеи" /1997/, "Праздник, который всегда..." /1998/ несколько изменился имидж артиста - он уже не "развлекатель", а ироничный, мудрый собеседник, умеющий и поразмышлять, но и посмеяться в свойственной ему талантливой манере.

В 1997 году после кончины известного артиста эстрады, конферансье Б.С.Брунова, бывшего в течение ряда лет художественным руководителем Московского театра эстрады, Хазанов возглавил театр.

Возможно не все складывается гладко на пути современной жизни этого театра. В нем редкими гостями стали сами эстрадный артисты. Но Хазанов считает, что, отказавшись от сборных концертов, он идет в русле времени. В театре ставятся спектакли, в которых соединяются качества эстрады и драматического театра. Первым из них был спектакль о звезде кино и эстрады Марлен Дитрих. На сцене театра играются антрепризные спектакли.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Людмила Гурченко. Аплодисменты. М. "Современник" , 1987, с .119.

М.С.Щепкин. Жизнь и творчество. М."Искусство", 1984, т.I, с.190-191.

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования