Новости - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

19/02/2006 00:00

"Мы занимаемся творческой судьбой каждого артиста"

"Мы занимаемся творческой судьбой каждого артиста"
Мстислав Запашный - "Газете"
Подготовлено к подписанию постановление правительства РФ о реорганизации в "Росгосцирке". О проблемах отрасли корреспонденту "Газеты" Татьяне Невской рассказал Мстислав Запашный, генеральный директор Государственной цирковой компании.

- Сколько цирков объединяет "Росгосцирк"?

- Всего в нашей организации 79 предприятий, 3 тысячи артистов, более 4 тысяч животных, 7 тысяч персонала - тех, кто обслуживает животных, занимается реквизитом и так далее. В "Росгосцирк" не входят цирк на Цветном бульваре, на Вернадского, петербургский на Фонтанке. Два последних остались государственными цирками, но почему-то от "Росгосцирка" отошли.

Мы с ними сотрудничаем, все крупные произведения, основные аттракционы - от нас. Недавно в Москве отработал мой сын с аттракционом "Тигры на зеркальных шарах", сейчас он гастролирует в Екатеринбурге. Семь месяцев отработали в Москве и однофамильцы - Запашные.

- Расцвет отечественного цирка пришелся на 60-70-е годы ХХ века, государство уделяло тогда этому искусству особое внимание. Тогда же по стране была выстроена сеть типовых цирков. В каком они сейчас состоянии?

- Стационарные цирки, построенные государством, относятся сейчас к "Росгосцирку".

Но, как известно, от нас отошли 11 цирков Украины, Закавказья, цирки Прибалтики и так далее. Это все строили мы.

Несколько лет назад из российских цирков хотели сделать центры досуга с ресторанами, казино и гаражами. Тогда же я выиграл конкурс и встал во главе "Росгосцирка". Мы с командой выработали программу, утвержденную коллегией Министерства культуры. Ее поддержало правительство. Основные цели программы: сохранение единого имущественного комплекса, сохранение артистов - прежде всего социальная защита.

Осуществляется это следующим образом. В 1992 году был создан устав: цирки были поделены на категории при едином реестре Государственной цирковой компании. Но цирки стоят в центре городов на хороших местах. Возникла опасность, что их начнут сносить ради все тех же казино и гаражей. Правительство взяло цирки под свою опеку. Но, тем не менее, мы находимся в довольно странном состоянии - как бы вне закона.
Мы не бюджетная организация, но все-таки нам выделяют субсидии. Кое-что и сами зарабатываем. И, получая 30% от необходимого, занимаемся ремонтом помещений, чиним лопнувшие трубы, занимаемся творческой судьбой и житейскими обстоятельствами каждого артиста. Дело в том, что в цирке нет своего коллектива. Это уникальнейшая гастрольная система, с моим приходом в "Росгосцирк" разбитая на регионы. Москва, Золотое кольцо, юг - Ростов, Краснодар, Ставрополь, Сочи, Волгоград. У нас есть специальные студии циркового искусства по выпуску новых произведений. За 2 года мы выпустили более 50 номеров, из которых многие уже взяли первые места на международных конкурсах.

- Российские артисты цирка постоянно берут призы на конкурсах в Париже, Монте-Карло, Будапеште; в Китае недавно взяли "золото" и "серебро".

- Да, но слава - славой, а творческая судьба у артистов цирка, как и в балете, недолговечна. Пенсионерами артисты становятся рано. При этом полно житейских неурядиц. У них пытаются отбирать общежития. Мы объясняем, что наши артисты приезжают не как гастролеры на один день с записью под фанеру, а на месяц-полтора, их дети идут в школу. В Саратове пришлось подавать в суд, чтобы вернуть цирковую гостиницу, в Красноярске сейчас арбитраж гостиницу тоже вернул. Эти гостиницы - лакомые кусочки. Но, тем не менее, в 90% случаев при цирках сохранены общежития.

- Сейчас много говорят о контрастах российского цирка: c одной стороны - звезды с мировой славой, с другой - пожилые артисты, стареющие животные, слабые номера, сложная финансовая ситуация...

- Начнем с социальных проблем. У нас есть артисты, которые стояли в очереди на жилье еще при советской власти, есть пожилые артисты без прописки. И мы умоляем директора цирка: "Прими пенсионера, пусть живет в твоем общежитии, дай ему комнатку". За те два с половиной года, что я являюсь директором Государственной цирковой компании, 350 цирковых артистов были отправлены на пенсию. Средний возраст российского циркового артиста - 37 лет. Это катастрофическое положение. Молодежь уехала и по нашим, и не по нашим контрактам за рубеж.

Мы хорошим пожилым артистам предлагаем учить молодежь. И есть люди, которые понимают, что цирк - искусство молодых.

Что касается животных - это тоже серьезная проблема. Отправляем на пенсию.

Но, несмотря на социальные сложности, мы сетку по зарплате сумели поднять до восьми с половиной тысяч рублей - за счет надбавок, гастролей за рубежом.

У нас более двухсот человек - персонально оплачиваемые артисты. Есть приказ: если в зале сидит 70% зрителей - всем без исключения работникам цирка за это выступление платят двойную зарплату. Уехал артист за рубеж на гастроли - здесь ему сохраняется средняя зарплата, стаж. В знаменитом канадском Цирк де Солей 62% артистов - наши, а из этого числа 80% по нашим контрактам.

Подготовка российских артистов цирка очень высока. Так же, как и моряков, кстати. Смотрите, сколько судов ходит под флагами разных стран, а команды русские. Перевозим часто животных, реквизит морем. Плывешь на итальянском судне, а вся команда русская. Капитан только итальянец. И у цирковых артистов российских хорошая школа.

Плохо у нас только с клоунадой.

Из мастеров кто ушел на пенсию, кто поумирал. Но мы сейчас открыли студию клоунады и надеемся на возрождение этого жанра.

14.02.2006 / GZT.ru
Материал опубликован в "Газете" № 25 от 15.02.2006г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования