Случались какие-нибудь эксцессы с вашими подопечными на арене и в жизни?
Однажды одна слониха бегала по площади в Риге и не хотела нас слушаться – как мы ее ни пытались завлечь. И тут я вспомнила, что эта слониха любит французские сдобные булочки. Я забежала в одну пекарню рядом с площадью, купила ей булочки, и она, представляете, повелась на запах ванили и сдобы и зашла обратно в машину. Все были в шоке: «Как это она стала такой покорной?!» Секрет прост: дрессировщикам необходимо знать, как найти подход к животному, уметь находить его слабые стороны.
А случались ли какие-нибудь неприятные истории?
Ну, к счастью, у нас мало таких историй, в отличие от других стран, например, Таиланда. Может быть, слышали: там слоны бросались на публику. У нас тоже были неприятные происшествия, когда слоны друг с другом дрались, когда люди пытались их разнять, и звери нападали на этих людей. Но, если честно, не очень хочется об этом вспоминать.
Можно ли приручить взрослого слона?
Это нереально. Хотя есть один случай, когда один дрессировщик не справился с дрессурой, и другой дрессировщик взял этого слона и заставил себя слушаться.
В чем основные принципы дрессировки?
Во-первых, это любовь к животному, во-вторых, нужно прочитать все книжки о животных, увлекаться зоологией, биологией, изучать живой мир фауны и флоры. И самое главное – понять животное, стать немного таким же, как он, быть с ним на равных, понимать, почему он ведет себя так, понять, что он может сделать, воспитывать его.
И как же его воспитывать?
Со слоном действует тот же принцип воспитания, что и с детьми: метод кнута и пряника. Самый главный запрет в цирке для животного – выходить за барьер, ведь он может нанести вред человеку. Мы с самого детства запрещаем слону это делать и наказываем, если ослушается. Маленькие слоны – такие шалуны: им везде хочется походить, все пощупать, проверить на вкус. Но мы их воспитываем и следим за ними, как за маленькими детьми.
Каково самое страшное наказание для ваших слонов?
Остаться за кулисами. Помню, однажды мы так наказали одну слониху – она осталась за сценой: стояла, смотрела на остальных, и у нее текли слезы. Более того, она чуть не разорвала цепь, которая держала ее лапу, – так она рвалась на арену.
Слон – не хищник, а в чем отличие в приручении хищника?
Те же тигры в детстве ничуть не отличаются от котят. Первыми, кого они видят – не папа и мама, а дрессировщик, который в какой то степени заменяет им родителей. А инстинкт хищника зависит от темперамента особи, а возникает он у них, как правило, из-за голода или из чувства страха.
Таисия, скажите, современный цирк прогрессирует?
Мировой цирк – да, а русский, к сожалению, – потерял своего зрителя. Переизбыток программ, переизбыток плохих артистов, отсутствие в стране хорошей цензуры, в результате чего каждый делает то, что хочет, – причин множество. Поэтому к цирку стали относиться как к самому последнему и ненужному виду искусства.
Насколько жизнь человека, работающего в цирке, отличается от жизни людей, трудящихся в других видах искусства?
Мы постоянно пребываем в разъездах, можно сказать, живем на колесах – в абсолютно разных условиях: и шикарных, и полевых. Постоянно меняем города, страны. Я считаю, это такая романтика, которой в любом другом виде искусства, наверное, нет.
У вас не было никогда желания бросить ваше занятие?
Я думаю, каждому человеку в какой-то период жизни надоедает то, чем он занимается, и он думает бросить это дело раз и навсегда. Меня тоже посещали такие мысли, но я этого, как видите, сделать не смогла: остановила любовь к делу, к моим животным и чувство ответственности. Если я брошу цирк – что мои слоны и люди, которые со мной работают, будут делать? Без меня животные погибнут, а люди останутся без работы.
Дрессура – ваша семейная традиция. А как вы отреагируете, если ваш внук не захочет заниматься этим?
Нормально – я же понимаю, что человека не заставишь заниматься тем, чем он не хочет. Ведь потом внук придет ко мне и скажет, например: «Бабушка, вот из-за тебя я не стал великим физиком!» Я этого, конечно, не хочу.
А вы сами решили заниматься дрессурой?
Я с детства занимаюсь режиссурой, а не дрессурой. Я по своему призванию – режиссер: с восьми лет ставлю спектакли – и по сей день продолжаю. А дрессурой меня заставили заниматься. Но, слава богу, эти профессии можно совмещать.
А в чем отличие от постановок спектаклей и дрессировки слонов?
Дрессировать животных намного легче, чем людей (улыбается). Во-первых, постановка спектакля – работа очень трудоемкая, она отнимает много времени и сил. В дрессуре – все легче: не надо никуда бежать, никого искать, никаких документов подписывать. Ты четко знаешь, что сейчас придешь на репетицию, где тебя ждут любящие животные, и они нуждаются в тебе. Вот ты не пришел – и они заскучали. Выход на арену для них – вся жизнь, в отличие от любого актера.
Бывает такое, что животные на вас обижаются?
Да, вот сейчас я к ним не поехала из-за интервью. И они обижены – из-за того, что я их так надолго бросила.
А в чем эта обида выражается?
Они отводят взгляды, начинают переговариваться, ведут себя не как обычно. По крайней мере, я сразу могу понять, что животные на меня обижены.
У ваших слонов есть какие-нибудь новые трюки?
К сожалению, нет, ведь слона можно чему-нибудь научить только лет до пятнадцати, а нашим слонам уже далеко за пятнадцать. Конечно, есть «молодняк» в запасе, с которыми мы так же работаем. С ними, безусловно, мы придумываем нечто новое.
А есть предел развития дрессировки?
Никаких рамок развития нет. Возможно абсолютно все: дрессура не стоит на месте, с каждым годом она развивается все больше и больше. Возможно, когда-нибудь слоны уже будут летать.
Скажите, а ваши выступления – это просто номер со слонами?
Нет, это скорее шоу, а не номер. Ведь у нас в выступлениях принимают участие не только слоны, но и другие животные, и актеры. Мы специально записываем для них музыку. Сейчас, например, наше шоу называется «Путешествие в джунгли», а до этого пять лет мы проработали с шоу «Слоны вокруг света». Вот в «Путешествиях в джунгли», например, у моего сына – образ Паганеля, попавшего в джунгли, а я – Королева Таис (улыбается).
Вы можете вспомнить самое запоминающееся шоу?
Первые гастроли в Москве, в «Олимпийском», где на слоне въезжал Андрей Разин из группы «Ласковый май». Тогда слон побежал на ледовую арену, представляете? Очень сильное впечатление, мы еле удержали слона (улыбается). Вообще, все премьеры в Москве были очень запоминающимися. Главное, справиться с волнением. Я всегда знаю, сколько человек на меня смотрит, сколько репортеров, людей с телевидения. Когда ты волнуешься, сложно работать, потому что твое волнение передается животному, а мы напрямую зависим от них.
Таисия, вы сами ходите в цирк?
Да, конечно, причем это не всегда удовольствие – больше просто необходимость. Ведь я должна знать, что происходит в цирковом искусстве, какого рода представления сейчас актуальны, и потом, всегда есть возможность обрести какие-нибудь знания, поучиться на чужих ошибках.
Какие у вас планы на будущее?
Сейчас мы готовим новую постановку «Скайланд» – это эстрадно-цирковой спектакль, очень интересный, для взрослых и детей, посвященный летчикам-испытателям. В этом спектакле будет очень высокое качество актерского состава: с нами работают Алла Духова, Вадим Савенков, а музыку будет писать Алексей Карнизов. Больше, рассказать, пока, к сожалению, ничего не могу. Приходите, будем рады вас видеть.
Будут какие-нибудь пожелания читателям?
Я хочу пожелать мира, и, самое главное, чтобы после нашей с вами беседы люди захотели посмотреть на цирк с другой стороны – пришли к нам работать.