Конферанс - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Конферанс

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ЖАНРА "КОНФЕРАНС" НА РУССКОЙ ЭСТРАДЕ (Н.Балиев, К.Гибшман, А.Алексеев)

Конферансье - (от французского - докладчик) - артист эстрады, ведущий концерт. Выступает с самостоятельными, чаще всего комедийными номерами.

Среди эстрадных жанров конферанс - один из самых молодых. Хотя корни этого эстрадного жанра можно найти в далеком прошлом. Их находят в хоре античного театра, в прологах итальянской комедии масок, в представлениях русских скоморохов и балаганных дедов.

Возникновение жанра "конферанс" в России относят обычно к началу века и связывают с деятельностью основателя и режиссера "Летучей мыши" Никиты Федоровича Балиева (1886 - 1936).

Он объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что. Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы узнать, кто сегодня пришел, кивком головы или даже называя фамилии, здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным замечанием - и контакт с залом был установлен. Все писавшие о Балиеве, и в частности К.С.Станиславский, отмечают его незаурядную находчивость - быстрые и остроумные ответы на реплики зрителей, умение создать атмосферу небывалой свободы и непосредственности между сценой и зрительным залом. Так в октябре 1917 года у памятника Пушкину ежедневно происходили митинги. Слушатели непрерывно лузгали семечки... "А популярный в буржуазных кругах конферансье "Летучей мыши" Балиев, насмехаясь над массами рабочих и солдат, ехидно острил - "А ведь недаром сказал Пушкин - "Ко мне не зарастет народная тропа". Да разве он может зарасти, когда вся тропа к нему густо усеяна шелухой от семечек"...

Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман (1884 - 1944), конферировал в петербургском театре миниатюр "Кривое зеркало". В отличии от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путанна, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частыми повторениями одних и тех же слов. Движения неловкие, скованные. Все, что делал и произносил Гибшман, казалось импровизацией.

С 1920 по 1922 год Гибшман работал в ленинградском театре "Народной комедии". После ликвидации театра снова начал конферировать. Маска предельно застенчивого человека, определившаяся в "Кривом зеркале" осталась неизменной. Вот, к примеру, как Гибшман обьявлял испанский танец. Положение конферансье обязывает сказать что-нибудь развлекательное и веселящее. Артист долго мнется у занавеса, но, так и не вспомнив конца фразы, продолжает - "Испанцы - это народ..." А спустя еще некоторое время добавляет одно только слово - "который... который...". Но больше решительно ничего выжать из себя не может и в отчаянии переходит на какую-то загадочную пантомиму. Сам того не подозревая, Гибшман создал пародию на первый массовый выпуск русских конферансье. А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали. В образе человека, очень далекого от искусства, Гибшман воспринимал все происходящее на эстраде как чудо, тем самым тоже повышая интерес зрителей к выступлениям артистов.

К создателям конферанса в России относится также Алексей Григорьевич Алексеев (род в 1887). Начинал свою деятельность он в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в петроградских театрах миниатюр "Литейном театре" и "Павильоне де Пари". Артист выходил на сцену в превосходном фраке и с безукоризненной прической. В отличие от веселого Билиева и чрезмерно застенчивого Гибшмана, для конферанса Алексеева характерно сдержанное, холодноватое и временами язвительное остроумие. Особой приметой стал монокль, который способствовал насмешливому и невозмутимому выражению лица. Алексеев создал иронический образ столичного сноба, вставляющий в свою речь французские слова и фразы, Его остроты, нередко, повторялись. Пошла, например, в ход его шутка о Митьке Рубинштейне, биржевом коммерсанте. В присутствии его самого конферансье рассказал, будто Рубинштейну, идущему однажды по Лиговке, понравился большой дом Перцова, и, узнав, что цена ему миллион, Митька, не останавливаясь, рассеянно распорядился - "Заверните".

Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман - инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках, Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования