О повседневной творческой работе артиста
Хочется остановиться на вопросе, который волнует многих: о повседневной творческой работе артиста, о повышении его профессионального мастерства.
На мой взгляд, работа над повышением профессионального мастерства артистов ограничивается обсуждением программы, репетициями, самостоятельным изучением своего опыта. Разве этого достаточно? Разве этот метод отвечает требованиям сегодняшнего дня, когда так остро ставится вопрос о повышении роли искусства в деле коммунистического воспитания советского народа?
Речь идет о том, чтобы искусство цирка было поднято на более высокую ступень. Достигнуть этого можно лишь в том случае, если будет изменена существующая система творческой работы каждого артиста и номера. Профессиональная подготовка артиста цирка должна быть разносторонней (владение не только своим физкультурно-акробатическим жанром, но и мастерством драматического актера, художественным словом, изобразительными средствами балета). Именно такую подготовку артистических кадров проводит Училище циркового искусства. Когда же новый номер, созданный в училище, приходит на арену, творческая учеба, по сути, прекращается, так как она не носит характера организованных занятий. Кроме того, артистические кадры цирка пополняются не только за счет циркового училища. В цирк приходят из самодеятельности, спорта, а также ученики, прикрепленные к мастерам в действующих номерах.
Есть артисты, много лет выступающие с хорошим трюковым репертуаром, но их номера выглядят бледно, неинтересно. Почему? Потому, что эти номера не направляет рука балетмейстера, режиссера.
Зрителя восхищает не только трюковое мастерство артиста. Не в меньшей мере воздействует подача номера, манера, поведение артиста на арене — все, что мы называем артистичностью.
Как должны приобретаться эти качества? То ли самостоятельно, то ли организованно, в форме профессиональных занятий?
Самостоятельная работа, конечно, во всех случаях играет первостепенную роль. Но учеба необходима, и она может быть в каждом цирке, а руководить ею должны главные режиссеры цирков.
Цирк должен стать творческой лабораторией, в которой совершенствуется мастерство артиста.
Для руководства занятиями необходимо привлечь ведущих мастеров театра и цирка. Думается, что для этой цели будут выделены необходимые средства, назначены руководители, разработана программа занятий. Московский и Ленинградский цирки проводили занятия по балетному искусству, художественному слову, мастерству актера. Трудно сказать, проводятся ли такого рода занятия сейчас. В прошлом их с охотой посещали артисты, и занятия приносили несомненную пользу. Это важное дело не терпит случайности и самотека.
Организованная учеба диктуется не только задачей повышения профессионального мастерства отдельного артиста, но и необходимостью создания цирковых пантомим, тематических спектаклей, в которых участвует весь цирковой коллектив. А постановка пантомим и спектаклей немыслима без актерского мастерства, владения художественным словом, изобразительными средствами балета.
Надо серьезно поговорить об организации профессиональных занятий, о путях и средствах создания современных цирковых пантомим и тематических спектаклей.
Полина Чернега, заслуженная артистка РСФСР.
Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г