Классический конный цирк должен жить
Одним из древнейших жанров циркового искусства является конный. Его место и значение в истории развития цирка общеизвестно.
Однако его состояние за последнее время не может не вызывать серьезной тревоги. Конный жанр остановился, не прогрессирует и отстал от развития других жанров советского циркового искусства. Это волнует многих. К сожалению, положение ухудшается с каждым годом.
Кое-кто пытается объяснить это тем, что якобы в наш век мощного развития техники конный жанр в цирке изжил себя. Стоит ли говорить, что подобные заявления ни на чем не основаны. Попытка объяснить отставание конного жанра ссылками на положение его за рубежом также не выдерживает критики. Правда, мы являемся свидетелями деградации и неуклонного вырождения конного цирка за границей. Мои наблюдения в странах Западной Европы — Бельгии, Франции и Англии — убедили меня в этом. Конюшни там есть, и довольно большие по численности. Но количество там превратилось в самоцель — все для рекламы. Забыты, растеряны классические традиции в дрессировке лошадей. Что же касается наездничества, в капиталистических странах оно давно уже почти не существует.
Но в капиталистических странах выродились и многие другие жанры циркового искусства. Однако это не дает оснований для суждений о том, что они не имеют перспективы развития в советском цирке.
Факт остается фактом — классический конный жанр у нас отстал от других жанров советского циркового искусства. Конюшен мало; всего восемь-девять. Причем за последнее время их количество сокращено.
В конном цирке издавна имеется несколько жанров, и если «джигитовка», с которой выступают такие мастера, как народный артист РСФСР М. Н. Туганов, заслуженный артист РСФСР А. Т. Кантемиров и другие, развивается, то состояние жанра «жокей» явно неудовлетворительно. Вот уже более десяти лет существуют только две группы наездников-жокеев: Соболевского и Серж-Александрова. Этого, разумеется, мало. Но и они находятся в застое.
Это происходит прежде всего из-за невнимания и безразличия к требованиям и запросам руководителей номеров жанра «жокей» и явной недооценки его особенностей.
В этой области невозможно ликвидировать создавшееся положение авралом. Штурмовщиной ничего не исправишь. Такой «помощью» можно только погубить сохранившееся.
Необходимо длительное, повседневное внимание. Нужна подлинная заблаговременно начатая, правильно рассчитанная помощь, систематическая, неослабная и вдумчивая.
Работники цирков, которые должны заботиться о содержании лошадей, о ветеринарном надзоре за ними, о приемке и отправке их, также недолюбливают конный жанр. А ведь существование конного цирка требует постоянной заботы о соответствующем пополнении, обновлении конского состава, что довольно трудно, требует специальных знаний, большого опыта и высокой ответственности. Не говоря уже о том, что подготовка лошадей немыслима без большой, серьезной творческой работы. При этом конский состав должен заранее пополняться, так как «сделать», подготовить лошадь не просто, и на это, как правило, требуется много времени. Из-за того, что неполностью еще подготовлена новая лошадь, вот уже длительное время мы не можем показать зрителям ряд сложных трюков.
Крайне отрицательно сказывается на жокейских номерах ничем необъяснимое отсутствие у работников Союзгосцирка заботы о подготовке новых кадров наездников-жокеев. Старейшему наезднику русского советского цирка, который в свое время воспитал немало хороших и даже отличных наездников, Соболевскому, уже 70 лет. Мне почти столько же. Мы не знаем артистов-наездников, которые готовили бы новые кадры. Больше того, артисты-наездники, имеющие достаточный опыт работы в этом жанре, уходят в другие цирковые жанры.
Смены нет. И не потому, что среди молодежи нет желающих стать наездниками, — посмотрите, сколько молодежи среди наездников-спортсменов! А потому, что для них в цирке не создаются должные условия, потому, что никто не привлекает для этого молодежь.
Государственное цирковое училище наездников не готовит. Студий конного жанра у нас также нет. Хотя опыт прошлого показал, что такая студия себя оправдала. Студия, которой мне довелось руководить, существовала в г. Иванове. В 1946 году она прекратила свою работу. Вот уже тринадцатый год, как в нашей стране не готовят наездников-жокеев для цирка.
Подготовка же артистов-наездников для цирка — дело сложное и длительное. Оно требует не меньше двух-трех лет напряженной работы. Тем, кто желает учиться и стать «жокеем», необходимы не только природные данные, но и огромная трудоспособность, они должны быть энтузиастами конного дела. Когда в г. Иванове открылась конная студия, было подано 500 заявлений. После тщательного отбора было принято 70 человек, обучалось 35, а закончило студию всего 12 человек, в том числе только три девушки.
Прошло несколько лет. Из числа выпускников Ивановской студии конного жанра на манеже осталось девять человек. Такова проверка временем. Это говорит о том, с каким «запасом» необходимо вести подготовку новых кадров цирковых наездников.
Конный жанр «жокей» нуждается в свежих, молодых кадрах. Их надо и можно подготовить, использовав удачный и вполне оправдавший себя опыт прошлого. Нужно открыть несколько студий конного жанра и «конный класс» в цирковом училище, обеспечив эти студии и класс необходимым конским составом и умелыми преподавателями. Учащихся найти не трудно. С преподавателями — сложнее. Соболевскому руководить студией уже не под силу. Правда, у нас есть опытные артисты-жокеи, имеющие большой стаж работы, К сожалению, они не обладают педагогическим опытом. И все же привлечь их для этого, по-моему, следовало бы.
Искусство цирковых наездников-жокеев должно развиваться.
На снимке, заслуженный артист РСФСР А. Серж-Александров
А. СЕРЖ-АЛЕКСАНДРОВ,
заслуженный артист РСФСР
Журнал «Советский цирк» май1959