Программа действий
XXI съезд КПСС — съезд строителей коммунизма — уделил большое внимание идеологическим вопросам.
Создание материально-технической базы коммунизма неразрывно связано с процессом формирования нового человека, активного и сознательного участника строительства нового общества.
В своей идейно-политической работе партия постоянно опиралась на помощь советского социалистического искусства — одного из отрядов идеологического фронта.
XXI съезд КПСС призвал деятелей литературы и искусства еще выше поднять идейно-художественный уровень своего творчества, быть и впредь активными помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания трудящихся, в развитии многонациональной культуры.
Этот призыв партии в полной мере относится и к работникам советского циркового искусства. Необходимо сделать все для того, чтобы он дошел до каждого работника Союзгосцирка. Для этого должны быть использованы все формы агитационно-пропагандистской работы: лекции и беседы, доклады и теоретические конференции, стенная печать и занятия в сети партийного просвещения.
В решениях съезда дан глубокий, подлинно научный анализ важнейших вопросов теории и практики коммунистического строительства: о двух фазах коммунистического общества, о сближении и слиянии двух форм социалистической собственности, о возрастающей роли общественных организаций в осуществлении государственных функций, о переходе стран социалистического лагеря к коммунизму.
Большая и ответственная задача по пропаганде решений XXI съезда в цирке ложится на его партийную, профсоюзную и комсомольскую организации. Каждый коммунист, комсомолец, профсоюзный активист должен не только хорошо знать материалы съезда, но и уметь ярко и доходчиво разъяснять значение принятых съездом решений. В связи с этим вся сеть партийного просвещения переходит на изучение материалов XXI съезда партии. Партийное собрание Союзгосцирка, рассмотревшее этот вопрос, дало конкретные рекомендации о формах и порядке изучения материалов творческими и техническими работниками цирка.
Это даст возможность артистам, независимо от переездов из одного цирка в другой, заниматься изучением материалов съезда, избегая повторения тематики. Несомненно, что сеть партийного просвещения на этот период может несколько измениться в сторону увеличения числа кружков и семинаров. При этом формы изучения должны определяться непосредственно на местах, с учетом особенностей работы и контингента занимающихся. Они могут быть разнообразными, начиная от теоретических конференций и семинаров и кончая самостоятельным изучением материалов.
В целях лучшего изучения и усвоения материала необходимо проводить с самостоятельно изучающими периодические собеседования и консультации, прикреплять к ним в качестве консультантов наиболее опытных пропагандистов.
Следует добиваться сознательного и глубокого изучения всеми артистами материалов съезда, тесно увязывая их с задачами, стоящими перед каждым предприятием и коллективом.
Решения съезда партии оказывают большое влияние на идейно-политическую работу в цирке, являются боевой программой действия для каждого коллектива и артиста.
Эта программа — программа дальнейшего совершенствования идейно-художественного качества циркового искусства, расширения и укрепления связей циркового искусства с жизнью народа, улучшения воспитательной работы среди творческих работников и особенно молодежи, нетерпимого отношения ко всякого рода недостаткам на производстве и в быту.
За последние годы цирковое искусство добилось значительных успехов, получило всенародное признание. Присвоение почетных званий и награждение орденами и медалями большой группы творческих работников — свидетельство высокой оценки партией и правительством достижений советского цирка. Артисты правильно восприняли высокие награды, рассматривая их как призыв к новым, более значительным успехам.
Повышение идейно-художественного качества циркового искусства должно идти по пути создания новых, оригинальных номеров и аттракционов, использования в цирке новейших достижений науки и техники, привлечения молодых творческих сил из художественной самодеятельности и спорта, организации национальных цирковых коллективов, повышения мастерства исполнения и создания актуального и политически целеустремленного репертуара.
Большая роль в повышении идейно-художественного уровня циркового искусства принадлежит Центральной студии циркового искусства. Необходимо избавить студию от работы по переоформлению бесперспективных номеров с тем, чтобы она готовила и выпускала подлинные произведения циркового искусства, стала настоящей творческой лабораторией.
Нуждается в серьезной перестройке работа художественного отдела Союзгосцирка по руководству творческой деятельностью в цирках. Нужно избавиться от безынициативности и пассивности в постановке вопросов развития циркового искусства, от бесконтрольности работы режиссерской группы, оказывать артистам помощь в повышении их мастерства.
Выполняя указания партии, советский цирк расширил и укрепил свои связи с народом. Однако многое в этом направлении предстоит еще сделать. Необходимо расширить, если так можно сказать, «географию» цирка с тем, чтобы увеличить число зрителей. До сих пор в нашей стране имеются города, которые не видели полноценных цирковых представлений. Подавляющее большинство сельского населения знакомо с цирком только по кинофильмам и печати. Выдающееся мастерство ряда крупнейших артистов хранится в «тайне» от населения многих городов страны. Ликвидация этих недостатков во многом зависит от улучшения организационной работы в аппарате Союзгосцирка, от повышения оперативности и четкости во всех его звеньях. Нужна, как никогда, активная и инициативная работа по совершенствованию методов и форм деятельности в любой области. Хорошим примером этого служит опыт работы по перестройке двух зооцирков, переводе их на автотранспорт. Это позволило улучшить обслуживание небольших населенных пунктов и дало положительный экономический результат. В предсъездовские дни у артистов цирка родилась новая форма работы — творческие отчеты-выступления перед участниками коммунистических бригад. Необходимо, чтобы эта форма связи с народом получила не только распространение в группах передвижных коллективов, но и была использована стационарными и передвижными цирками.
Творческие встречи с передовиками производства, строек, колхозов и совхозов — это не только творческие отчеты перед народом, но и одна из форм воспитания трудящихся в духе коммунизма, причем воспитания как зрителей, так и самих творческих работников.
Идейно-политическое воспитание творческих кадров в цирке, к сожалению, все еще отстает от предъявляемых требований. Имеются серьезные недостатки в организации и ходе учебы в сети партийного просвещения. Мало уделяется внимания таким формам работы, как доклады и лекции по вопросам теории марксизма-ленинизма. Недостаточно активно участвуют в агитационно-пропагандистской работе руководящие кадры Союзгосцирка и предприятий.
Серьезные недостатки имеют место в воспитательной работе, особенно среди молодежи.
Артистическая молодежь цирка добилась серьезных творческих успехов. В подавляющем большинстве молодые артисты являются подлинными тружениками, честно и добросовестно относящимися к работе, дисциплинированными, морально устойчивыми людьми — надеждой советского цирка.
Однако среди части молодежи, к сожалению, бытуют отсталые взгляды на жизнь, неправильное отношение к труду, к коллективу, своим товарищам по работе. Только за последнее время наложены административные взыскания за прогул и недостойное поведение на артистов Соколова, И. Капитанова, Баркалая, Устинова. Есть, к сожалению, случаи, когда молодые артисты злоупотребляют спиртными напитками. Совсем недавно по требованию профсоюзной организации был уволен за пьянство артист армянского коллектива Брутьян.
Поведение артистов в быту не должно оставаться вне поля зрения администрации и общественных организаций. Необходимо вести решительную борьбу со всякого рода аморальными поступками со стороны отдельных товарищей, своим поведением позорящих высокое звание артистов советского цирка. Общественные организации не должны оставлять без внимания ни одного случая нарушения моральных норм и правил социалистического общежития.
Следует отметить, что значительное число нарушений дисциплины и аморальных проступков совершается артистами, выпускниками Государственного училища циркового искусства. Имеются серьезные основания полагать, что воспитательная работа в училище поставлена плохо. Видимо, отделу учебных заведений министерства и Союзгосцирку следует по-настоящему поинтересоваться состоянием воспитательной работы среди студентов училища.
Партия наметила и проводит в жизнь решительные меры по перестройке народного образования, по повышению общеобразовательного уровня трудящихся. Большое внимание уделяется расширению заочного и вечернего образования. Это имеет большое значение и для артистов цирка, работающих в сложных условиях постоянных разъездов.
По ряду причин уровень образования артистов цирка в целом значительно отстает от уровня образования творческих работников других отраслей искусства. Поэтому отрадным фактом является стремление многих артистов повысить свою общеобразовательную подготовку. Ряд артистов успешно сочетает работу с учебой в школе и вузах. Это стремление должно быть поддержано администрацией и общественными организациями. Вопрос о повышении общеобразовательной подготовки артистов цирка является в настоящее время важным делом, имеющим общественное значение.
Величественная программа строительства коммунизма уже претворяется в жизнь. Вместе со всем советским народом артисты цирка преисполнены решимости достойно выполнить возложенные на них задачи. Успешное решение этих задач в значительной мере будет зависеть от уровня идейно-политической работы, от ее активности и целенаправленности.
На это сейчас должно быть направлено все внимание.
Б. МЕЛЬНИКОВ
Журнал «Советский цирк» май 1959