Свершения и планы
Наше время движется так быстро, наполнено такими трудовыми успехами отдельных людей и коллективов, что мы невольно привыкаем к сводкам, поступающим из разных городов страны, убежденные, что тан и должно быть. И это вполне закономерна. Непрерывно растущий идейный уровень советских людей, инициатива и творчество которых вдохновляются величественными решениями XXI съезда КПСС, рождает достижения во всех без исключения областях человеческой деятельности. Советские люди обгоняют план, опережают время, смело заглядывают в будущее. Вместе со всем народом, строящим коммунизм, в общем, победоносном движении советских людей участвуют мастера советского цирка. Оптимистическое искусство советского цирка близко и понятно народу потому, что в нем сочетаются вера в силу человека и в торжество целеустремленной воли.
В цирке на манеж выходят люди действия. А наши зрители — мастера скоростной плавки и высоких урожаев — глубоко уважают и ценят мастерство, профессионализм, четкую работу. Они понимают, что значит совершенно и красиво выполненная деталь и точно проложенная трасса в космосе. Они любят мастеров цирка за точность их работы, четкость ее и красоту, рожденную трудом.
В нашем советском цирке овладение мастерством, постоянное повышение профессиональных навыков стало неотъемлемым свойством артиста. Так в смотре новых номеров и аттракционов, завершившемся в первом полугодии, приняло участие свыше пятисот человек. Представители разных поколений артистов цирка выступали в этом соревновании изобретательности, отваги, творческих дерзаний. Отрадно отметить высокую активность молодежи. На манеже Московского цирка была показана программа, в которую вошла лишь часть номеров смотра. Большим успехом пользовался новый аттракцион «Львы на лошадях» с участием заслуженного артиста республики А. Буслаева и Т. Буслаевой. Опытный мастер советского цирка А. Буслаев, неоднократно участвовавший в смотрах, и на этот раз создал оригинальный, единственный в своем роде аттракцион. Среди участников этой программы следует назвать Суркову, Солохиных, Головина, музыкальных эксцентриков До-Ре-Ми.
В Одесском цирке новый аттракцион, построенный на демонстрации некоторых достижений науки и техники, подготовил А. Сокол, которому активно помогала Центральная студия циркового искусства. В программах цирков Ленинграда, Харькова, Ростова показаны вновь созданные номера Н. и М. Запашных (воздушные гимнасты), Петринских (гимнастки на трапеции).
Завершена подготовка новой программы Государственного балета на льду «Зимняя фантазия», выступления которого проходят в различных городах с неизменным успехом и чье трехсотое представление недавно отмечали трудящиеся города Горького, где в это время гастролировал коллектив. Москвичи увидят новую программу в будущем году.
Радуют успехи национальных цирковых коллективов. Интенсивной творческой жизнью живут артисты литовского и армянского цирков, реорганизуется белорусский коллектив, руководитель которого Анатолий Шаг завершает подготовку нового иллюзионного аттракциона. Творческими достижениями отмечена деятельность канатоходцев Цовкра, которыми руководят народные артисты РСФСР Р. Абакаров и Я. Гаджикурбанов. Их выступления привлекли москвичей а дни Декады дагестанского искусства и литературы. Темпераментных, задорных, стремительных джигитов, во главе которых находится ветеран арены Али-Бек Кантемиров, восторженно принимали московские зрители во время Декады литературы и искусства Сеееро-Осетинской АССР. Интересную работу показали молодые наездники Д. Туганова и В. Денисов. В середине ноября на Декаде украинской литературы и искусства впервые на столичной арене показал свое незаурядное мастерство созданный пять лет назад украинский национальный коллектив, которым руководит заслуженный артист республики Маяцкий, подготовивший в 1960 году много нового и интересного. Впервые в декаде принимал участие коллектив киевской группы «Цирк на сцене». Грузинский цирковой коллектив к 40-летию своей республики подготовит новую программу.
Успехи окрыляют человека, вырабатывают творческую активность, настойчиво зовут к новым дерзаниям, рождают смелые замыслы. Действительно, планы артистов цирка и масштаб деятельности в области циркового искусства поистине увлекательны, широки. В них нет ничего несбыточного. Они стали возможны в результате успехов, достигнутых за последние годы. Известно, что создание больших спектаклей — пантомим и феерий — дело сложное, трудоемкое, требующее времени. Но у нас накоплены достаточные резервы, чтобы в предстоящем году осуществить новую двухактную пантомиму в Москве, пантомиму в Ленинграде, водяную феерию в только что сданном в эксплуатацию чудесном новом цирковом здании в Киеве, в Ростове,
Из аттракционов и номеров, создаваемых в 1961 году, следует назвать новый аттракцион с хищниками под руководством В. Запашного, конные игры народов СССР под руководством И. Кантемирова, новую конюшню дрессированных на свободе лошадей, которую покажут артисты Ю. Ермолаев и Л. Котова, «Дрессированных свиней», номер, готовящийся Петерсоном, каскадера с мулами Козловского, Па-де-де и «Кабриолет» в исполнении артистов И. и М. Королевых, эквилибристов на шестах с качелями под руководством М. Иванова. Кроме названных будет создано еще сорок номеров. Обновление программ будет проведено в аттракционе, которым руководит А. Корнилов, в группах под руководством Юрия Дурова, Н. Гладильщикова, Терезы Дуровой, в аттранционе 3. Тарасовой, в номере Бориса Манжелли, где будет осуществлена новая программа «Штраусиака».
Широко известны выступления артистов цирка за пределами арены: на улицах и площадях, на стадионах и водных бассейнах, во дворцах культуры. Эти формы подлинно массовых цирковых зрелищ вошли в арсенал советского циркового искусства и завоевали всеобщее признание. Много нового и еще ие изученного в этой области, но опыт, уже накопленный, открывает большие возможности. В этом году были осуществлены такие представления: «Русская зима» в Лужниках, «Бал веселых героев» — новогоднее представление для молодежи столицы во Дворце спорта, «Загадочный кристалл» — водяная феерия в Лужниках, «Последний звонок» — детские утренники на стадионе «Динамо». Многочисленны детские елочные представления, которые осуществили артисты цирка во дворцах и клубах во многих городах страны. Следуя курса нашей партии об укреплении связи искусства с народом, расширяя свою деятельность, 50 коллективов «Цирк на сцене» показали более 10 тысяч представлений на целинных землях, на новостройках, в цехах заводов. Стационарными цирками и передвижными коллективами в этом году было показано более 30 тысяч представлений, которые посетило свыше 30 миллионов зрителей.
Расширились международные связи советского цирка. В 1960 году наш цирк показал свое мастерство в 13 странах. Были проведены гастроли в Италии, Англии, Фракции, Дании, Финляндии, ГДР. Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Бразилии, Уругвае. Кроме того, артисты цирка выезжали в 12 стран, выступая в составе эстрадно-цирковых бригад. Зрители 25 стран мира аплодировали нашим артистам, восхищаясь советским цирковым искусством. Международные связи в предстоящем году будут развиты в еще большем масштабе.
Творческие достижения, зрелость мастерства неотделимы от непрестанного идейного, политического роста, теоретического обобщения опыта, обогащения знаний. Многообразны формы учебы артистов. Это и семинары артистов групп «Цирк на сцене», где читаются лекции и ведутся горячие споры о репертуаре, о номерах, об исполнительстве; это курсы повышения квалификации, на которых теоретические знания сочетаются с репетициями новых реприз, как было у клоунов; это занятия на заочном отделении университета марксизма-ленинизма. Разъездная работа создает дополнительные сложности для учебы. Но все большее число артистов становится студентами заочных отделений высших учебных заведений. Шестьдесят артистов-студентов успешно учатся в специальных вузах.
Для повышения идейно-теоретического уровня артистов разговорных жанров, совершенствования их мастерства и создания нового репертуара при центральной студии циркового искусства организуются двухмесячные курсы, на которых будут заниматься тридцать клоунов. Несомненно, совершенствованию мастерства, повышению знаний, обобщению опыта и теоретическому осмыслению созданного способствуют специальные совещания по каждому из цирковых жанров. Одним из них было совещание по клоунаде, по проблемам наиболее острым, связанным со словом, звучащим на арене. Многое призвано решить и совещание по конному цирку, которое состоится в ближайшее время. Все это — формы активизации творческой деятельности артистов, действенные средства, стимулирующие развитие нашего искусства. Предполагается совещание и по режиссуре в цирке. В ней много своих особенностей, много нерешенного. А проблемы цирковой режиссуры — это проблемы культуры циркового представления, и решение их — одна из наиболее жгучих задач, настоятельно выдвинутых нашим цирком сегодня, его достижениями. Уже сейчас для повышения культуры цирковых представлений принято решение провести конкурс на замещение должностей ведущих программу, и обязательным условием для каждого из претендентов будет его специальная подготовка — театральное образование.
С большой радостью встретили труженики арены новое проявление заботы Коммунистической партии и Советского правительства о дальнейшем развитии советского цирка. Значительно расширится сеть цирков, строительство общежитий-гостиниц и жилых домов для артистов цирка, укрепится материально-техническая база.
За последние годы выстроены новые здания летних стационарных цирков в Таллине, Сочи, Хабаровске, три передвижных цирка-шапито, две гостиницы для артистов цирка в Харькове и Одессе, два новых зимних цирка в Ростове-на-Дону и в Минске. Только за один 1960 год введены в строй летние цирки в Астрахани, Днепропетровске, Симферополе и зимний цирк в Киеве. Еще более радостная перспектива ожидает нас в 1961 и последующие годы. Будет начато строительство нового цирка и гостиницы для артистов в Москве и многих городах Советского Союза. В ближайшие годы все мастера арены получат благоустроенные квартиры.
Создавать новые, полноценные в идейно-художественном отношении цирковые представления, достойные взыскательного и требовательного советского зрителя,— наша обязанность и наш долг.
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г