Наша газета февраль 1959 г
СПАСИБО ПАРТИИ
Недавно исполнилось 28 лет с того дня, как я впервые вышла на манеж цирка. Мой трудовой стаж дает мне право получить пенсию. Уходя на пенсию, я спокойна за свое будущее. Мне не нужно думать о куске хлеба, как это приходится зарубежным артистам, покинувшим цирк по старости или болезни.
Я приношу глубокую благодарность Коммунистической партии и Советскому правительству за новую заботу о тружениках советской арены и обращаюсь ко всем артистам советского цирка с призывом ответить дальнейшим ростом своего мастерства, созданием новых интересных номеров и аттракционов.
НАДЕЖДА КОЗЫРЕВА,
бывшая артистка цирка
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В конце ноября 1958 года состоялось заседание президиума Центрального комитета профсоюза работников культуры, на котором был заслушан доклад управляющего Всесоюзного объединения государственных цирков Ф. Г, Бардиана об итогах общественного смотра состояния охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены в цирке.
Докладчик и выступавшие в прениях директора и артисты цирка отмечали, что за последние годы в цирковых предприятиях страны улучшилось состояние охраны труда и техники безопасности. В цирках проделана значительная работа по улучшению условий труда, проверено состояние цирковой аппаратуры, улучшено оборудование артистических комнат и бытовых помещений.
Особенно хорошо поставлена работа в Одесском цирке, где за последние два года не было ни одного случая нарушения правил охраны труда и где много внимания уделяется чистоте и порядку в производственных помещениях и обслуживанию артистов.
Вместе с тем смотр показал, что в ряде цирков состояние охраны труда и техники безопасности продолжают оставаться неудовлетворительными. Так, в Ереванском и Казанском цирках грубо нарушаются нормы санитарного содержания производственных и бытовых помещений. В Свердловском цирке и передвижном цирке № 7 нарушаются правила содержания хищных животных. В Ташкентском цирке из-за неисправности печей артисты в зимнее время нередко работают при температуре ниже установленной нормы.
Президиум Центрального комитета профсоюза работников культуры принял постановление, в котором наметил ряд конкретных мер по дальнейшему улучшению условий труда и бытового обслуживания работников цирка.
АРТИСТЫ УЧАТСЯ
Недавно в Киевской группе «Цирк на сцене» был проведен недельный семинар повышения квалификации артистов. В семинаре приняло участие 75 творческих работников.
Для чтения лекций и проведения семинарских занятий были приглашены преподаватели Киевского государственного института театрального искусства УССР и лекторы Общества по распространению политических и научных знаний УССР.
Участники семинара прослушали лекции: «Партийность и народность искусства», «О международном положении», «Об особенностях музыкального оформления циркового представления», «Советский цирк накануне своего сорокалетия», «Пути развития советской музыки».
Проведено пять занятий по актерскому мастерству, три занятия по культуре сценической речи, индивидуальные и групповые консультации по гриму, сценическому движению и танцу.
Семинар вызвал большую активность артистов.
Весной этого года намечено провести второй семинар для артистов группы. В нем кроме общих занятий по актерскому мастерству и сценическому движению будут проведены занятия по основным цирковым жанрам — физкультурно-спортивному, разговорному, иллюзионному, музыкальной эксцентриады и клоунады. Предполагается, что кроме преподавателей Киевского института театрального искусства в семинаре примут участие педагоги-режиссеры ГУЦИ и режиссеры Центральной студии циркового искусства.
А. ГОЗЕНПУД
ОБСУЖДАЕМ ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ
В январе 1958 года комсомольцы Магнитогорского цирка обратились ко всем комсомольцам и молодым артистам Союзгосцирка с предложением прочитать и обсудить книгу В. Кочетова «Молодость с нами». Во многих комсомольских группах уже прошли конференции по этой книге.
«Молодость с нами» — очень полезная книга для молодежи, — сказала на обсуждении книги в Костромском цирке комсомолка Н. Конакова. — В ней можно найти ответы на волнующие нас вопросы».
Н. Ярославская также считает книгу Кочетова очень поучительной для наших молодых артистов: книга направлена против косности и рутинерства, говорит о том, что сила человека заключена в его тесной связи с народом.
«Прочитав книгу, — пишет после читательской конференции в Рижском цирке артистка Л. Кривых, — веришь в хорошее, светлое будущее наших людей, в их неугасающую молодость, и поэтому хочется самой работать и работать».
Эту интересную книгу должен прочитать каждый молодой артист цирка.
Нина ШМЕЛЕВА
В апреле 1958 года во время гастролей советского цирка в Париже 6 французских комсомольцев подарили заслуженному артисту Северо-Осетинской АССР Хасанбеку Кантемирову значок комсомольцев Франции и молодежный журнал «Авангард», на котором сделали надпись: «Да здравствует Советский Союз, страна молодости, самая счастливая в мире! Мир и дружба, мир и дружба!»
Этот подарок французских комсомольцев вместе с моделью Эйфелевой башни передан артистом X. Кантемировым Обкому комсомола Северо-Осетинекой АССР для вручения лучшей шкальной комсомольской организации г. Орджоникидзе.
ПОДАРОК, УКРЕПЛЯЮЩИЙ ДРУЖБУ
Это произошло в Саратовском цирке.
Заслуженный артист Армянской ССР П. Щетинин вместе с дочерью Ириной репетировал под куполом цирка свой новый воздушный номер «Полет за спутником». За их работой с восхищением наблюдали приехавшие на гастроли в Саратов артисты польского цирка. Когда Щетинины спустились на манеж, одна из польских артисток — воздушная гимнастка Малюжата Гловацкая попросила их поднять ее на своем аппарате.
Вместе с Щетининым она поднялась под купол и сделала в воздухе несколько кругов.
— О, какая красота! Я сама мечтаю о полете под куполом цирка, — поблагодарив Щетинина за доставленное ей удовольствие призналась гостья.
— Да, да, — подтвердил ее отец и партнер по номеру Мечеслав Гловацкий, — мы давно думаем о таком номере. Но у нас в Польше трудно построить такой аппарат.
—Аппарат?! — переспросил Щетинин и тут же вспомнил о своем аппарате «Летающий шар», который после окончания работы над новым номером будет ему не ну жен. — Есть у меня старый аппарат. Впрочем, он далеко не старый, очень надежный и довольно эффектный. Я дарю его вам.
— Нам аппарат! — переспросили польские артисты. — Но как это возможно?
— Просто так, по дружбе.
— О дружба! Это великое дело, — растроганно проговорил Гловацкий.
И вот за несколько дней до отъезда польских артистов из Саратова после представления на манеже цирка состоялась передача подарка, превратившаяся в митинг дружбы. П. Щетинин и М. Гловацкий обменялись дружескими рукопожатиями. А Ирина Щетинина и Малюжата Гловацкая поднялись на аппарате под купол и с развевающимися советским и польским флагами сделали несколько кругов над ареной.
Л. ЛОДГАУЗ
МУЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
Скажите, дорогой читатель, могли бы вы войти в клетку ко льву?.. Молчите?.. Ну, конечно, нет. А вот артист цирка коверный Евгений Яковлевич Бирюков смог.
Этот случай произошел в Таллинском цирке.
Утром 7 сентября 1958 года коверный в аттракционе А. Буслаева «Львы на лошадях» И. Капитанов заболел и не мог работать. Это грозило срывом трех воскресных представлений, в программе которых аттракцион Буслаева занимал центральное место.
Директор цирка и сам Буслаев долго сидели в кабинете, думая над тем, как выйти из затруднительного положении.
Неожиданно к ним на помощь пришел работавший в этой программе неверный Е. Я. Бирюков. Он вызвался заменить в аттракционе заболевшего И. Капитанова.
Обрадовавшийся Буслаев предложил Бирюкову исполнять репризы возле клетки, т. к. тот никогда не имел дела со львами. Но артист Бирюков отклонил это предложение. Он заявил, что готов войти к зверям.
Бирюков тут же получил краткий инструктаж от Буслаева и отправился на манеж.
Он смело вошел в клетку и непринужденно исполнял репризы, словно всю жизнь работал со львами.
Бирюков успешно выступил в трех воскресных представлениях и в последующие дни, пока не выздоровел И. Капитанов.
Приказом директора цирка Е. Я. Бирюкову была объявлена благодарность за его мужественный поступок.
СЛОВО ЗРИТЕЛЯ
Чтобы двигать вперед цирковое искусство, необходимо всячески поддерживать в цирке все новое и критиковать отжившее и устарелое. Большую помощь в этом вопросе можем оказать артистам мы - зрители. Поэтому считаю, что журналу «Советский цирк» следует иметь постоянную страницу «Слово зрителя», где бы посетители цирка могли делиться своими замечаниями о программе и высказывать свои предложения о работе цирка.
Мне, в частности, хочется высказаться о состоянии клоунады в цирке. Этой осенью я был в Калининском цирке, где видел группу молодых клоунов под руководством артиста Г. Кадникова. В «Калининской правде» была на эту программу помещена рецензия, в которой рецензент совершенно необоснованно разнес молодых клоунов. Между тем все они - молодые, способные, ищущие. Им необходимо помочь, подобрать для них интересный репертуар. Именно низким качеством репертуара и объясняется то, что клоунада в цирке бывает порой беззубой и просто не смешной. Она должна быть сатиричной и воспитательной, помогать в борьбе с пережитками прошлого и бескультурностью, активно утверждать советский образ жизни. Формы клоунады должны сыть самыми разнообразными. Клоунам следует использовать комический материал из других видов искусств.
Для поднятия уровня клоунады необходимо Союзгосцирку провести совещание клоунов совместно с работниками эстрады и писателями-юмористами.
Необходимо также ежегодно объявлять конкурс на лучшие клоунские репризы и антре. Это мероприятие будет способствовать созданию доброкачественного репертуара для артистов разговорного жанра.
Большую помощь в этом вопросе может оказать и журнал «Советский цирк», помещая на своих страницах статьи клоунов, в которых они делились бы опытом своей работы на манеже.
г. Калинин.
А. ДЕШЕВОЙ
ЮБИЛЕЙ ИНСПЕКТОРА МАНЕЖА
В прошлом месяце работники цирка отметили 50-летие со дня рождения одного из лучших в советском цирке режиссеров-инспекторов манежа Михаила Федоровича Кулыгина. В 1930 году Михаил Федорович окончил ГУЦИ. Вместе с артистом Добровольским работал в цирке в номере «Акробаты-эксцентрики».
В 1945 году по состоянию здоровья он вынужден был перейти на другую работу.
Как опытного артиста его назначают режиссером—инспектором манежа. В качестве режиссера-инспектора М. Ф. Кулыгин работает в лучших цирках страны.
М. Ф. Кулыгин — общественник. За активную профсоюзную работу он награжден несколькими почетными грамотами.
Недавно М. Ф. Кулыгина назначили инспектором манежа нового цирка в Минске.
Я. ОСТРИН
СИЛЬНЕЕ ВЕТРА
Над Оренбургом дуют сильные порывистые ветры. Но работники Оренбургского цирка спокойны за свое «шапито». Они знают, что ветер не порвет, не сдует брезент, так как шапитмейстером в цирке работает Автомоний Степанович Иванов. Осенью этого года коллектив артистов и сотрудников цирка торжественно отметил на манеже 25-летие трудовой деятельности в цирке этого опытного работника, о котором в цирке говорят, что он «сильнее ветра».
Л. КВИТКО
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ «ХЛЕБ ИХ НАСУЩНЫЙ»
В девятом номере журнала «Советский цирк» за 1958 год напечатана статья «Хлеб их насущный». Статья посвящена важному вопросу организации кормов для зверей, животных и птиц, участвующих в цирковых номерах, аттракционах и выставляемых для обозрения в зооцирках.
Автор статьи М. Бройде несерьезно отнесся к освещению
затронутых вопросов. Не желая утруждать себя изучением материалов для статьи, автор ставит такие задачи, которые были решены уже два с лишним года назад. Он пишет: «Союзгосцирку необходимо представлять планирующим и снабжающим организациям предварительные заявки на важнейшие виды кормов с тем, чтобы включить их в общегосударственные заготовки». Два года как Союзгосцирк представляет не только предварительные заявки в Госпланы республик, но и расчеты с указанием норм кормов и количества животных. Этот порядок установлен правительством, и автору статьи должен бы быть известен.
В статье многие факты не соответствуют действительности. Так, например, автор пишет: «Сена за год расходуется 500 тонн, овса 200 тонн», в то время как на самом деле сена расходуется 1200 тонн, а зернофуража 800 тонн. Затрагивая вопросы экономии и излишеств в кормовом хозяйстве М. Бройде утверждает, что морским львам отпускается в сутки 5—6 килограммов осетрины вместо простой, более дешевой рыбы. Но если бы автор, прежде чем писать это, более тщательно проверил факты, он бы знал, что распоряжением руководства Союзгосцирка разрешено отпускать красную рыбу не по 5—6 килограммов в день, а 10 килограммов в месяц для поощрения зверей во время работы на манеже, а также на репетициях. Неверны утверждения М. Бройде и о выдаче якобы по 200 граммов сливочного масла обезьянам артиста Волкова. Его обезьянам всегда отпускалось и отпускается по 20 граммов масла в день.
Если бы М. Бройде серьезно отнесся к делу, за которое взялся, он не ставил бы вопросов, решенных два года назад, не превратил бы сено в продукты, не писал бы путаницы о кормах. Изучив факты, он обязательно написал бы о товарищеской взаимовыручке. Рассказал бы, как Костромской цирк (директор Ауде) обеспечил сеном Сталинградский, Минский и Львовский цирки (директора Кабищер и Браймайстер) — Запорожский; Астраханский цирк (директор Абрамзон) помог Саратовскому; Куйбышевский цирк выручил зооцирки.
Известно, что в конвейере Союзгосцирка работает большое количество номеров, аттракционов, в которых участвуют свыше 200 дрессированных лошадей, 12 слонов, 20 верблюдов, не менее 200 крупных хищников, не говоря уже о большом количестве мелких животных и разных птиц. Эта огромная армия непрерывно двигается по территории Советского Союза.
Чтобы обеспечить животных, зверей всеми видами кормов требуется порядок, оперативность в работе. Однако есть еще отдельные директора, которые страдают неповоротливостью, отстают от жизни.
Несмотря на то, что Госпланы республик и облисполкомы обязаны обеспечивать кормами животных на местах, некоторые директора (в частности Дворкин) требуют эти корма в Москве, минуя местные органы снабжения.
Имеют место такие факты бесхозяйственности и расточительности государственных средств, когда большое количество животных и птиц не
участвует в работе месяцами, и на них расходуются деньги, отпускаются корма.
Один из основных вопросов, на который следует обратить внимание директоров цирков и дрессировщиков, работающих в номерах и аттракционах, — это вопрос о бережливом и гуманном обращении с животными.
Многие крупные хищники, животные, птицы стоят государству больших средств. Однако нет еще должной заботы об их здоровье, ухода за ними.
В настоящее время руководством Союзгосцирка принимаются меры по охране и сбережению ценного поголовья. Задача директоров, дрессировщиков, работников циркового искусства поддержать это важное мероприятие.
Нужно поддержать инициативу директоров Иркутского и Бакинского цирков о травосеянии на местах силами цирков. Высококачественное, вовремя убранное сено является хорошим средством в улучшении здоровья дрессированных животных.
Несомненно, статья тов. Бройде при всех ее недостатках затронула важный вопрос. Живая практика требует от Союзгосцирка большей оперативности в обеспечении животных-артистов кормами, так как не все еще благополучно в этой области.
Вот те поправки, которые мне хотелось внести в заметку тов. Бройде.
М. МАЙОРОВ,
инспектор Союзгосцирка
http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/iluzia592 Журнал «Советский цирк» февраль.1959