С мольбертом в цирке
Мое детство и моя юность прошли в Саратове. Я хорошо помню, каким был Саратов в первое десятилетие нашего века. Тогда самой большой в городе считалась Московская площадь. В ненастное время она покрывалась слоем грязи, в жару утопала в облаках пыли. С одной ее стороны тянулись унылые казармы, с другой — на площадь выходил один из корпусов городской тюрьмы, рядом теснились прокопченные постройки табачной фабрики Левковича.
Но раз в году Московская площадь неузнаваемо преображалась. Это было на пасху, когда здесь устраивались ежегодные пасхальные гулянья.
На пасху по всей площади вставали наскоро сколоченные причудливые балаганы, под звуки полек и маршей бешено вертелись карусели. Площадь до краев наполнялась оживленными нарядными людьми. «Пожалуйте к нам! К нам, господа хорошие!» — кричали с высоких помостов пестро разодетые балаганные зазыватели.
Я мог без устали бродить по площади, переходя от одного балагана к другому. Все было интересно, а порой и загадочно. Петрушку сменяли плясуны, плясунов — китайский фокусник, фокусника — акробаты. Немного поодаль от балаганов лохматый рыжий мужик в мятом картузе — владелец «панорамы», большого ящика с двумя дырками в передней стенке — предлагал гуляющим полюбоваться «невиданным зрелищем картин».
Панораму окружало десятка полтора любопытных. В стоящую рядом деревянную чашку щедро сыпались медяки.
Рыжий мужик усаживал очередного зрителя перед ящиком на скамейку, и тог припадал глазом к дырке. Мужик накидывал на ящик и на голову зрителя темный платок, и начиналась демонстрация картин.
Рыжий владелец панорамы по ходу действия сиплым, пропойным басом давал необходимые пояснения:
— А вот это Наполеон. Вот он сидит на серой лошади и указывает перстом на неприятеля!
Зрители смотрели. до боли в глазах. Картинка, может быть, и взаправду когда-то изображала прославленного полководца, но с течением времени превратилась в грязную бумажку с серым пятном неопределенной формы посредине.
—Нету тут никакого Наполеона на серой лошади! — говорил какой-нибудь зритель, тщетно пытаясь разглядеть что-нибудь сквозь мутные стекла панорамы.
—Значит, отлучились куда-нибудь, чай, это император, — невозмутимо отвечал мужик и продолжал: — А вот гора Арарат...
Но и гора Арарат мало чем отличалась от Наполеона...
Вспоминая прошлое, я сейчас твердо могу сказать, что именно эти разнообразные пасхальные зрелища пробудили во мне любовь к яркому и праздничному, по-настоящему народному искусству — искусству цирка.
В цирк я часто брал с собой папку с бумагой, карандаши и краски. Мои альбомы заполнялись зарисовками на цирковые темы.
ЗА КРАСНЫМ ЗАНАВЕСОМ
До начала представления остались считанные минуты. За кулисами тесно. Около зеркала несколько артистов поправляют костюмы, клоун в широчайших клетчатых штанах беседует о чем-то с другим клоуном, кто-то из акробатов прошелся на руках, кто-то легко вспрыгивает своему партнеру на плечи. У занавеса стоит готовая к выходу черная лошадь в белом снаряжении с белой наездницей в седле. Рядом, в длинном черном сюртуке, держа хлыст, — дрессировщик.
Я устроился, прислонясь к ящику от какого-то замысловатого аппарата.
Мимо меня проходят артисты, проводят животных, проносят всякую цирковую утварь. Может быть, я иной раз мешаю за кулисами, но за все годы я никогда не встречал ни косого взгляда, ни недружелюбного к себе отношения. Наоборот, я всегда мог рассчитывать, что встречу со стороны цирковых артистов предупредительность, внимание и трогательную деликатность.
При работе в цирке я почти не смотрю на свой рисунок: все внимание поглощает постоянно меняющаяся натура. Бумага, перо, кисть и краски — это знакомые, изученные, постоянные орудия работы, к ним я привык и знаю их, как пианист знает клавиатуру рояля.
В моих рисунках и акварелях нет многих деталей натуры, они производят впечатление недосказанности, незаконченности.
— Недосказано, но недосказано верно, — сказал как-то один из артистов о какой-то моей цирковой акварели.
Если такой рисунок попытаться доработать или усложнить, он просто гибнет.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РОМАНУ
В тридцатых годах издательство «Academia» готовило к изданию роман Эдмона Гонкура «Братья Земгано».
В издательстве знали мои рисунки и акварели на цирковые темы, и поэтому сделать иллюстрации к роману Гонкура, в котором описана полная труда, лишений и риска жизнь цирковых артистов, предложили мне. Я согласился с радостью и, не откладывая дела в долгий ящик, приступил к работе.
Роман Гонкура, как и все его романы, построен на глубоком изучении действительности. Это как бы этюд с натуры, где нет места вымыслу. По романам Гонкура можно изучать быт, как по историческим документам. Естественно, что и мои рисунки тоже должны соответствовать духу романа, быть предельно реалистичны.
Важное условие плодотворной работы иллюстратора — не только понимать иллюстрируемое произведение, но и любить его. Я любил роман Гонкура и с увлечением работал над иллюстрациями к нему.
Мне не удавался образ одного из главных героев романа — старшего из братьев — Джанни Земгано.
Я долго и безуспешно искал натуру, пока не встретил в цирковом училище молодого гимнаста, выпускника училища Михаила Дмитриевича Дмитриева. Он согласился позировать мне у себя дома.
Михаил Дмитриевич жил в тесной комнате с женой и ребенком. Я застал его сидящим на трапеции, подвешенной к потолку, и с малышом на коленях.
— Дома я тоже упражняюсь, — приветливо улыбаясь, сказал молодой гимнаст.
Михаил Дмитриевич позировал охотно. И чем больше я рисовал, тем более убеждался, что лучшего Джанни мне не найти.
Дмитриев был хорошо сложен, мускулатура играла на его руках и спине. У него было очень приятное лицо, светлые волосы, прямой нос и добрые глаза. Как раз таким я представлял себе внешний облик старшего из братьев Земгано.
Я сделал с Михаила Дмитриевича несколько рисунков и акварелей. Одна из акварелей была помещена в книге.
Наездницу-американку Томпкинс я рисовал с Эммы Яковлевны Труцци.
Фамилия Труцци хорошо известна любителям цирка. С 1880 года в течение более чем полувека на аренах русских, а потом советских цирков с большим успехом выступало несколько поколений представителей этой цирковой семьи.
Замечательный наездник и дрессировщик лошадей, талантливый режиссер цирковых пантомим, Вильямс Труцци родился в Полтаве в 1889 году, и вся его деятельность циркового артиста прошла на аренах России. Вильямс Труцци сделал очень много для развития конного цирка в СССР.
В конце 1920-х годов мне приходилось не раз видеть Вильямса Труцци во время репетиций, не раз приходилось рисовать его.
На репетициях Вильяме Труцци не щадил ни себя, ни животных. Главным орудием дрессировки у него был хлыст.
Один из набросков, сохранившийся у меня с того времени, воскрешает в памяти такую сцену.
Идет репетиция. На середине манежа верхом на лошади Вильямс Труцци. Он в костюме ковбоя и в широкополой черной шляпе. У Труцци красивое лицо испанского типа: черные баки, черные брови и маленькие черные усики.
Окончилась репетиция группового номера. Лошади делают несколько кругов вдоль барьера и убегают за кулисы. На манеже остается только одна лошадь. Служащие прикрепляют к ее голове спущенные сверху через блоки три троса.
Труцци подъезжает к лошади спереди и поднимает хлыст. Служащие натягивают тросы. Лошадь, не понимая, что от нее хотят, пятится назад, шарахается в стороны, но отовсюду ее встречают удары хлыста. Наконец, она встает на дыбы и тут же падает. Труцци подбегает к упавшей лошади, бьет ее по морде хлыстом и сапогами.
Небольшая передышка, и все начинается снова до тех пор, пока лошадь не будет стоять на задних ногах, как это нужно дрессировщику.
Эмма Яковлевна Труцци была наездницей. Когда-то меня поразил ее парадный выход на манеж.
Красивые белые лошади с султанами на головах вывозили на манеж блестящую золоченую колесницу, на которой стояла наездница. Стройную фигуру наездницы обтягивало яркое красное трико, и вся она была яркая, красивая, жизнерадостная, ловкая, словно олицетворение молодости.
И вот в 1934 году в поисках подходящего типажа для миссис Томпкинс я очутился перед дверью уборной Эммы Яковлевны Труцци.
—Войдите! — слышится из-за двери в ответ на мой стук.
Я открываю дверь, делаю шаг вперед и останавливаюсь: навстречу мне поднимается, насторожив уши, огромный коричневый пес.
—Пожалуйста, войдите! — повторяет Эмма Яковлевна, но едва лишь я начинаю шевелиться, как пес предостерегающе оскаливается.
—Лежать! — кричит Эмма Яковлевна, и собака быстро свертывается в клубок.
—Я хочу сделать с вас несколько рисунков для иллюстраций к роману Эдмона Гонкура «Братья Земгано».
К моему удивлению, Эмма Яковлевна не знала этой книги. Я начинаю рассказывать ей содержание романа.
Эмма Яковлевна сидит вполоборота ко мне перед зеркалом, стройность точеной фигурки наездницы еще более подчеркивает надетое на ней трико с редкими блестками. Я рассказываю ей историю героини романа Гонкура — странной и энергичной женщины, отважной наездницы, первой из женщин, решившейся исполнить сальто-мортале на спине лошади. Рассказываю о ее привычках. В романе есть такой маленький эпизод: Томпкинс раскачивается на трапеции в своей комнате совершенно голая.
При слове «голая» Эмма Яковлевна резко повернулась ко мне и, коверкая слова (она по национальности немка и плохо говорила по-русски), воскликнула:
— Как — голая? Так позировать не можно! Меня знает весь Париж! Рисуйте меня так, как есть, я имею немного времени до выхода на манеж.
Мне этого было достаточно. Пока Эмма Яковлевна гримировалась, я сделал несколько рисунков.
Я поблагодарил Эмму Яковлевну и подарил ей сделанный мною портрет Вильямса Труцци, к тому времени, к сожалению, уже умершего.
— Как вы находите, — спросила меня Эмма Яковлевна прощаясь, — какое трико мне больше идет — красное или черное?
Перед моими глазами сразу возникла поразившая меня когда-то картина: наездница в красном на золотой колеснице.
— Красное, — не задумываясь, ответил я.
Я раскланялся и возвратился в зрительный зал, где уже шло представление.
Выступление Эммы Яковлевны завершало программу. Прожектора осветили главный выход, запели фанфары, и на арену в золотой колеснице и в красном трико торжественно выехала наездница.
Сейчас Эмма Яковлевна живет в Лондоне. Возвратившиеся в прошлом году из заграничных гастролей наши цирковые артисты рассказывали мне, что она все еще выступает в цирке.
Роман Гонкура «Братья Земгано» с моими иллюстрациями вышел в издательстве «Academia» в 1936 году.
Д. ДАРАН
Журнал «Советский цирк» май 1959