Под голубым куполом - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Под голубым куполом

 

Старая крепость   над рекой.   Широко распахнулись ворота, и лавина польских воинов понеслась за своим кра­савцем военачальником.

— Андрийка!

Рванулись навстречу, из-за повозок, ок­ружавших крепость полукольцом, казаки во главе с Тарасом Бульбой. Смешались кони. Звон сабель. Свистнул в воздухе ар­кан, охватил поляка вокруг груди и стя­нул на землю

. Выстрел — и грохнулся на­земь золотистый возбужденный боем конь, всадник покатился в сторону. Отходят казаки.

        Стой, люльку потерял!

Вернулся, ищет в траве свою Спутницу боевую старый воин. И вот уж пылает ко­стер под Тарасом. Отходят казаки.

        Братцы,  правее,  к  реке, — разнесся громоподобный голос Тараса.    Услышали его казаки, услышали его и десятки тысяч зрителей, расположившихся на естествен­ном амфитеатре высокого берега,    чтобы посмотреть  это  цирковое   представление.

(Затем Тарас молвил шляхтичам уже ти­хо, чтоб не слышали зрители: «Вы, черти, меня взаправду подпалили, как я сяду завтра на лошадь!..»)

Несутся казаки на орлах-конях к об­рыву. Взвились в воздух кони, перелетели пропасть и уже плывут по водной шири. Казаки выплыли на другой берег, располо­жились привалом, выставили дозорных и ждут...

Ждут, когда придет главный режис­сер — постановщик такого представления.

...Тысячами зрителей трепещет цирк. Внизу, под нами, у самой чаши арены, ло­жа императора и его свиты, тут же «рим­ляне» — зрители. Несутся по арене колес­ницы. Сильные духом и телом люди, мощ­ные прекрасные кони...

Гладиаторы. Поверженные и непобеди­мые герои. Симпатии всех на стороне ра­ба, который вышел победителем. Внизу римляне подняли руки: «Помиловать!» — но все обернулись к императору. Он сде­лал знак. Стоявший рядом с ним молодой смуглый воин в красиво расшитой тоге понимающе кивнул, махнул шлемом сво­им через арену. Мощный звериный рев. Огромный тигр прыжками приближался к человеку.

Спартак оглянулся, недалеко ходила лошадь, выискивая среди поверженных своего хозяина. Вскочил, рванулась ло­шадь от хищника, летит стрелой по полю, тигр огромными прыжками настигает их.

Удержал Спартак коня, повернул, но поздно... бросок тигра. Лошадь повалилась и лежит неподвижно. И снова тигр бро­сается на Спартака. Взмах меча. Схватка зверя и человека. В сторону отлетел меч. Тигр уже накрыл своим телом человека.

Израненный, но живой подымается Спартак, у ног лежит неподвижный тигр. Победа!

Вскрикнул от радости цирк, тысячи зрителей Москвы аплодировали искусству дрессировщика, известным «артистам» цир­ка и кино — тигру Пуршу и коню Буяну.

Это было невиданное зрелище. В нем участвовали акробаты, наездники, дресси­ровщики, борцы, артисты многих цирко­вых жанров.

Перед глазами зрителей оживали инте­реснейшие страницы любимых книг, ожи­вала история мира.

А сколько в ней еще тем, сюжетов и сценариев: Александр Невский и Сала дин с Ричардом Львиное сердце, Первая Кон­ная и Суворов с «чертовым мостом». На­конец, просто интересное цирковое пред­ставление.

...Поле крытого зимнего стадиона ого­рожено легкой стальной сетью на стойках.

Выходит судья-женщина. Узнаем из­вестную дрессировщицу. Свисток, и вот мяч погнали футболисты с номерами на... полосатой шерсти.

Тигриный футбол. Тигры несутся за мячом, борются за него. Драка за мяч — свисток: недозволенный прием! Боковые судьи должны удалить «дисквалифициро­ванного» игрока. Они уже идут, защищен­ные небольшими клетками: с когтями и клыками футболистов не шути. Подходят, через свою клетку зацепляют за ошейник тигра и удаляют с поля.

 

Судья коснулся-мяча — и драка сразу прекратилась. Все тигры, как по сигналу, отпрянули назад, прилегли вокруг и уже готовы к броску на мяч. Свисток — и опять...

А сколько смеха на трибунах было, когда на поле вышли мастера кожаного мяча — Чарли Чаплины, Поповы, Каран­даши, Пат и Паташон. В одной из команд недостает нескольких игроков. Заминка. Всех отвлек свистящий шум, грохот, дым — на стадион опустилась большая ракета. Из нее выходят туристы... с Луны и Марса. Марсиане и, так сказать, «луна­тики». Какие необычные существа и ужа­сно любознательные. Все их интересует: что здесь делают, во что играют. Они то­же составили свою команду, и начался первый межпланетный футбольный матч!..

Но что это? Возмущенный пожилой че­ловек с бородкой спускается с трибуны на поле. Он профессор медицины и требу­ет отправить марсиан к нему в институт для изучения.

Возмутительно... первые гости из кос­моса и сразу в цирк, а наука что должна делать?!

...Программа продолжается. На мане­же конная игра — «бой султанчиков». Всадники в фехтовальных масках с эспа­дронами в руках стараются срубить друг у друга с маски высокий султан.

Среди зрителей и наши друзья из кос­моса, которых ищут ученые. Поймали од­ного, сняли маску — клоун. Поймали дру­гого. Это оказался сын профессора, долго­вязый мальчишка. Он тоже участвует в веселом карнавале и вместе с артистами подшутил над старым ученым.

 

Читатель, вероятно, догадался, что здесь рассказано о представлении, которое хотелось бы нам видеть на стадионе...

А в городах и поселках до сих пор продолжаются цирковые выступления, не учитывающие особенностей большой аре­ны, огромных масс зрителей. И печально, право, смотреть, когда в маленьком мане­же, затерявшемся на поле стадиона, одна, сиротливо чувствуя себя, девушка испол­няет пластический этюд...

 

ХАСАНБЕК  КАНТЕМИРОВ

КОНСТАНТИН   КОНСТАНТИНОВСКИЙ

 Журнал «Советский цирк» март 1959

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования