Под голубым куполом
Старая крепость над рекой. Широко распахнулись ворота, и лавина польских воинов понеслась за своим красавцем военачальником.
— Андрийка!
Рванулись навстречу, из-за повозок, окружавших крепость полукольцом, казаки во главе с Тарасом Бульбой. Смешались кони. Звон сабель. Свистнул в воздухе аркан, охватил поляка вокруг груди и стянул на землю
. Выстрел — и грохнулся наземь золотистый возбужденный боем конь, всадник покатился в сторону. Отходят казаки.
— Стой, люльку потерял!
Вернулся, ищет в траве свою Спутницу боевую старый воин. И вот уж пылает костер под Тарасом. Отходят казаки.
— Братцы, правее, к реке, — разнесся громоподобный голос Тараса. Услышали его казаки, услышали его и десятки тысяч зрителей, расположившихся на естественном амфитеатре высокого берега, чтобы посмотреть это цирковое представление.
(Затем Тарас молвил шляхтичам уже тихо, чтоб не слышали зрители: «Вы, черти, меня взаправду подпалили, как я сяду завтра на лошадь!..»)
Несутся казаки на орлах-конях к обрыву. Взвились в воздух кони, перелетели пропасть и уже плывут по водной шири. Казаки выплыли на другой берег, расположились привалом, выставили дозорных и ждут...
Ждут, когда придет главный режиссер — постановщик такого представления.
...Тысячами зрителей трепещет цирк. Внизу, под нами, у самой чаши арены, ложа императора и его свиты, тут же «римляне» — зрители. Несутся по арене колесницы. Сильные духом и телом люди, мощные прекрасные кони...
Гладиаторы. Поверженные и непобедимые герои. Симпатии всех на стороне раба, который вышел победителем. Внизу римляне подняли руки: «Помиловать!» — но все обернулись к императору. Он сделал знак. Стоявший рядом с ним молодой смуглый воин в красиво расшитой тоге понимающе кивнул, махнул шлемом своим через арену. Мощный звериный рев. Огромный тигр прыжками приближался к человеку.
Спартак оглянулся, недалеко ходила лошадь, выискивая среди поверженных своего хозяина. Вскочил, рванулась лошадь от хищника, летит стрелой по полю, тигр огромными прыжками настигает их.
Удержал Спартак коня, повернул, но поздно... бросок тигра. Лошадь повалилась и лежит неподвижно. И снова тигр бросается на Спартака. Взмах меча. Схватка зверя и человека. В сторону отлетел меч. Тигр уже накрыл своим телом человека.
Израненный, но живой подымается Спартак, у ног лежит неподвижный тигр. Победа!
Вскрикнул от радости цирк, тысячи зрителей Москвы аплодировали искусству дрессировщика, известным «артистам» цирка и кино — тигру Пуршу и коню Буяну.
Это было невиданное зрелище. В нем участвовали акробаты, наездники, дрессировщики, борцы, артисты многих цирковых жанров.
Перед глазами зрителей оживали интереснейшие страницы любимых книг, оживала история мира.
А сколько в ней еще тем, сюжетов и сценариев: Александр Невский и Сала дин с Ричардом Львиное сердце, Первая Конная и Суворов с «чертовым мостом». Наконец, просто интересное цирковое представление.
...Поле крытого зимнего стадиона огорожено легкой стальной сетью на стойках.
Выходит судья-женщина. Узнаем известную дрессировщицу. Свисток, и вот мяч погнали футболисты с номерами на... полосатой шерсти.
Тигриный футбол. Тигры несутся за мячом, борются за него. Драка за мяч — свисток: недозволенный прием! Боковые судьи должны удалить «дисквалифицированного» игрока. Они уже идут, защищенные небольшими клетками: с когтями и клыками футболистов не шути. Подходят, через свою клетку зацепляют за ошейник тигра и удаляют с поля.
Судья коснулся-мяча — и драка сразу прекратилась. Все тигры, как по сигналу, отпрянули назад, прилегли вокруг и уже готовы к броску на мяч. Свисток — и опять...
А сколько смеха на трибунах было, когда на поле вышли мастера кожаного мяча — Чарли Чаплины, Поповы, Карандаши, Пат и Паташон. В одной из команд недостает нескольких игроков. Заминка. Всех отвлек свистящий шум, грохот, дым — на стадион опустилась большая ракета. Из нее выходят туристы... с Луны и Марса. Марсиане и, так сказать, «лунатики». Какие необычные существа и ужасно любознательные. Все их интересует: что здесь делают, во что играют. Они тоже составили свою команду, и начался первый межпланетный футбольный матч!..
Но что это? Возмущенный пожилой человек с бородкой спускается с трибуны на поле. Он профессор медицины и требует отправить марсиан к нему в институт для изучения.
Возмутительно... первые гости из космоса и сразу в цирк, а наука что должна делать?!
...Программа продолжается. На манеже конная игра — «бой султанчиков». Всадники в фехтовальных масках с эспадронами в руках стараются срубить друг у друга с маски высокий султан.
Среди зрителей и наши друзья из космоса, которых ищут ученые. Поймали одного, сняли маску — клоун. Поймали другого. Это оказался сын профессора, долговязый мальчишка. Он тоже участвует в веселом карнавале и вместе с артистами подшутил над старым ученым.
Читатель, вероятно, догадался, что здесь рассказано о представлении, которое хотелось бы нам видеть на стадионе...
А в городах и поселках до сих пор продолжаются цирковые выступления, не учитывающие особенностей большой арены, огромных масс зрителей. И печально, право, смотреть, когда в маленьком манеже, затерявшемся на поле стадиона, одна, сиротливо чувствуя себя, девушка исполняет пластический этюд...
ХАСАНБЕК КАНТЕМИРОВ
КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВСКИЙ
Журнал «Советский цирк» март 1959