На гастролях в Праге - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На гастролях в Праге  

 

С 11 июня по 27 июля с. Г. в г. Праге в летнем цирке «Гумберто» проходили гастроли артистов советского цирка. Программа включала: аттракцион «Медвежий цирк» под руководством народного ар­тиста РСФСР В. Филатова; конный номер джигитов под руковод­ством народного артиста РСФСР М. Туганова в составе: К. Варзиева, Ю. Гриценко, Н. Икаева, А. Иргашева, М. Ризаева, В. Рогового, А. Соколова, Г. Токаева; номер акробатов-прыгунов с качелями под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Белякова в составе: Н. Мажннкова, Л. Попова, С. Семенова. Б. Цицына, А. Шлякова: номер воздушных гимнасток в составе: Е. Бубновой (руководительни­ца). Т. Акифьевой, Ю. Островинской и Г. Пересторониной; номер акробатов-вольтижеров в составе: А. Киричукова (руководитель), К.   Салминой  и  В.   Салыина.

В программе также принимали участие заслуженные артисты РСФСР: В. Лисин и Е. Синьновская (воздушная торпеда); Н. Логачева (танцы на проволоке); Н. Ольховиков (жонглер на лошади); А. и В. Кисс (жонглеры); Б. Вяткин (клоун у ковра) и молодая артистка Г.  Белякова  (дрессированные собачки).

Дирижировал оркестром С. Семенов, вел программу инспектор манежа Ю.  Балаховский, возглавлял гастрольную труппу В. Цветков.

За 7 недель пребывания в Чехословакии было дано 82 представ­ления,  которые посетило около 300 тысяч зрителей.

Поезд  миновал  пограничный  столбик,  и  с  этого  момента  мы стали   «иностранцами» — для   страны,   в   которую   едем.

Иностранцы бывают разные. На одних непременно оглядываются на улицах, меряют их взглядом, но, пройдя мимо, тут же о них забывают. А на других иностранцев никто не огляды­вается: к ним прямо подходят, жмут руки, знакомятся, и часто та­кие встречи остаются в памяти.

Мы как-то были уверены, что в Чехословакии станем «иностранцами» второго типа. Но когда мы вышли на пражский перрон, то даже не почувствовали себя вообще иностранцами, чужими. Мы были как дома или в гостях у земляков: вокруг говорили по-русски. Русскую речь мы слышали от студентов, артистов, продавцов в ма­газинах, спортсменов. Даже школьники с немного забавным акцен­том разговаривали с нами по-русски. А те, которые не знали языка, заменяли слова «здравствуйте, друзья!» приветливыми улыбками. Мы радовались, что смогли привезти друзьям приятный сюр­приз — хорошую цирковую программу. Наши выступления прохо­дили с успехом. Многие смотрели программу по нескольку раз. Особенно полюбились публике дрессировщик Филатов, жонглер на лошади Ольховиков, прыгуны Беляковы, жонглеры Кисс. После каж­дого   номера   зрители,   скандируя,   требовали   повторения.

Мы оказались свидетелями одного любопытного факта. В те дни, когда наша небольшая группа прибыла на гастроли в Прагу, население столицы увеличилось более чем вдвое. Это со всех концов страны съехались участники второй общегосударственной спар­такиады. Спартакиада не была соревнованием физкультурников, представляющим интерес для болельщиков. Она превратилась в грандиозный народный праздник в честь 15-летия республики, в ко­тором приняли участие и взрослые, и самые маленькие граждане страны. В те дни в парке им. Юлиуса Фучика молодая социалисти­ческая республика демонстрировала свои успехи в области науки и хозяйства на выставке «Чехословакия  1960 года».

Наши гастроли проходили в Праге, но мы ездили на экскурсии в другие города. Посетили дома отдыха в Марианских Лазнях; в Карловых Варах пили воду из горячих источников, а в Пльзне на пивном заводе любители ознакомились с «образцами продукции». На заводе стекла на наших глазах тягучая масса превращалась в руках чешских мастеров в изумительные вещи. Непередаваемая цветовая гамма изделий из стекла, сверкавших всеми гранями, напоминала уникальную коллекцию драгоценных камней, которая хранится в Пражском историческом музее,

Мне кажется, что всю Прагу можно назвать замечательным историческим музеем. Когда идешь по городу, то каждая улица, каждый дом невольно напоминают историю борьбы страны за освобождение от чужеземного владычества, за национальную независимость. Эти готические шпили, старинные здания видели Ян Гус и Ян Жижка, по булыжным мостовым маршировал бравый Швейк. Утопающие в цветах могильные плиты концентрационного лагеря «Терезин» под Прагой — печальный и суровый памятник жертвам фашизма. И наконец, современные светлые здания, выросшие недавно, вместе с Чехословацкой Социалистической Республикой.

Мы с интересом знакомились с городом, но в первые дни «по­страдали» за любопытство. Гостеприимные хозяева заставили нас немного поголодать! Дело в том, что рабочий день в Чехослова­кии начинается очень рано, в 6 часов утра, и около двух часов дня заканчивается. Поэтому когда в 10 утра мы пришли завтракать, то было слишком поздно. Мы пришли к 3 часам обедать, и тоже опо­здали. Зато к ужину мы, кажется, собрались намного раньше про­голодавшихся пражан!

Пражане дали нам и несколько уроков дисциплины на улице. В Праге переходить улицу при красном свете считается просто не­мыслимым. И когда мы по привычке пытались это делать, то впервые почувствовали на себе, «иностранцах», изумленные взгляды прохожих.

Не будем скрывать, что больше всего нас интересовал все-таки чешский цирк. В один из выходных дней мы посетили представле­ние цирка «Европа». Совсем недавно в чешских цирках не было коверных. Во время выступлений артистов манеж готовился к следующим номерам. В цирке «Европа» мы увидели не отдельные номера, а целый цирковой спектакль с прологом и.эпилогом. Пау­зы заполнял артист Мрскоч. Он же выступал в номере «Комический жонглер с тарелками». Мрскоч выходит на манеж с большим тазом,

Смотрят обезьян   в   цирке   «Гумберто»

Рисунок   художницы   Ханы   Челедовой   для   журнала   «Советский   цирк»

 

полным тарелок и блюд. Он вынимает одну тарелку, закручивает ее на палке. Но тарелка скоро падает. Тогда Мрскоч деловито рассматривает ее и, видимо, найдя какой-то дефект, разбивает ее. Он берет другую тарелку, но и она почему-то не хочет крутиться на палке. Ее постигает та же участь, Мрскоч берет следующую тарелку. Таз постепенно пустеет. Потом тарелку, закрученную на палке, он дает подержать кому-нибудь из зрителей. Неумелая рука зрителя дрожит, трясется в такт тарелке, и скоро тарелка со звоном падает и разбивается. Этот опыт Мрскоч предлагает проделать и другим зрителям. Делает он это мягко, обаятельно, с тонким юмором.

В программе цирка «Европа» много сильных номеров: велосипедисты Заватта, воздушная гимнастка Златика, конюшня дресси­рованных лошадей Мчазека.

Недавно дебютировала молодая дрессировщица львов Чехурова. После гастролей Ирины Бугримовой девушка стала мечтать о выступлении   с   хищниками.   Она   взяла  несколько  маленьких  львят, вырастила  и  «воспитала»  их,  и  теперь   группа  львов   послушно   вы­полняет ее приказания.

В программе есть и номера, которые, к сожалению, нуждаются в помощи режиссера-постановщика. Например, номер акробатов с подкидкой доской является демонстрацией отдельных трюков, ничем не связанных. А между тем артисты исполняют такие ориги­нальные трюки, как полфлик-фляка в руки на колонну, стрекасси-рованное сальто с доски с приходом руками на голову.

Со многими артистами чешского цирка мы встречались, беседо­вали, обменивались опытом. Так, Виолетта Кисс в течение гастролей изо дня в день занималась с антиподисткой Лилианой Героттовой. Недавно   Героттова  уже   начала   выступать  с   новым   номером.

Наше расставание с Чехословакией было немного грустным, да и чехи никак не хотели отпускать нас. До сих пор приходят к нам яркие  открытки  с  приветом от  чешских друзей.

 

Г.  БЕЛЯКОВА,

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования