Косолапый друг
...Рано утром, по улицам приморского города, крича и размахивая руками, бежала веселая, шумная орава мальчишек. Милиционер на перекрестке, еще издали что-то увидев, резко остановил движение... Происшествие! По улице, важно восседая на мотороллере, мчался огромный бурый медведь.
Это — первые кадры новой кинокартины «Косолапый друг», посвященной советскому цирку.
Скоро в новом цветном фильме зрители увидят чудесного комика Олега Попова — он в этой картине играет самого себя. Встретятся со зрителем мастера воздушного полета П. Чернега и С. Разумов, талантливый цирковой клоун Сергей Любимов, молодая акробатка В. Суркова.
Снимается в картине и самое юное поколение — воспитанники циркового училища.
Наряду с артистами цирка в картине заняты наши старые знакомцы — Н. Боголюбов, К. Сорокин, Т. Пельцер, молодые киноакторы Т. Конюхова, Ю. Дедович, Е. Савинова. Съемки фильма уже начались. Правда, несколько необычно – с конца. В первую очередь был заснят финал. Ничего не поделаешь, кинематографисты торопились — осень вступала в свои права, надо было ловить каждый погожий денек, каждую улыбку солнца!
Происшествие с медведем, описанное выше, снималось на приморском побережье.
В солнечный октябрьский день мимо сочинской гостиницы «Приморская» действительно проехал на мотороллере огромный бурый медведь. Вслед за ним бежала веселая орава мальчишек. Было все, как в сценарии, один за другим снимались кадры будущего фильма, но небезынтересно и то, чего не увидят зрители, то, что осталось за кадром...
Позабыв о море, о солнечном пляже, толпы сочинских отдыхающих простаивали часами, наблюдая за ходом съемки. Их манил огражденный канатами квадрат, где на глазах у зрителей рождались кадры будущей кинокартины.
Вот к рекламной тумбе, заклеенной старыми афишами, подъехал на мотороллере один из самых любопытных героев фильма — медведь Гошка. На руле висит ведро с кистью. Гошка старательно наклеивает на тумбу рекламу циркового аттракциона «Косолапый друг»...
Это — тоже кадр из фильма. А за кадром, рядом с Гошкой, руководя его работой, безотлучно находится человек, которого не увидят зрители — дрессировщик Иван Кудрявцев.
Кстати сказать, его творческая биография во многом сходна с биографией героя фильма Сергея Курихина.
За кадром останется и еще одно любопытное происшествие с Гошкой. В сценарии есть такой эпизод.
...Старый дрессировщик болен. Гошка загрустил... Опустив голову на лапы он лежит в клетке...
Казалось бы, снять этот кадр — дело несложное, но с ним изрядно помучились постановщики фильма.
Дело в том, что у медведя Гошки характер на редкость веселый, живой, к меланхолии он отнюдь не склонен. Как же заставить его погрустить? Обратились к всезнающему дрессировщику Ивану Кудрявцеву. Тот предложил единственный выход — дать медведю... спиртного!
Дозу стали искать экспериментальным путем, так как медвежьи аппетиты были неизвестны даже дрессировщику. Гошку сперва угостили двумя бутылками сладкого портвейна, после долгого раздумья, решили прибавить для верности, бутылку водки. И Гошка, действительно загрустил…
Съемка прошла хорошо. Но на следующий день медведь должен был сниматься возле автомашины. По сценарию, он, расшалившись, ставит лапы на крышу, царапает краску на кузове. Утром к съемке все было готово, кроме... Гошки! Он продолжал «грустить». Унылый и вялый, лежал медведь в своей клетке и шалить категорически отказался.
Опять пришлось обратиться к Кудрявцеву.
Что с Гошкой? Не заболел ли он?
Дрессировщик внимательно осмотрел своего любимца и сказал:
— Медведь здоров. Просто, у него похмелье!
К чести Гошки надо сказать, что похмелялся он уже не спиртным, а доброй порцией кефира!
Скоро на экране пройдут перед зрителями сложные судьбы героев фильма. На их пути много препятствий, ошибки и разочарования, любовь и ревность, дружба и ссора...
Впрочем, нужно ли пересказывать содержание будущего фильма? Скоро герои этой картины, артисты цирка — искусства любимого народом, сами встретятся со зрителем...
Надеемся, что эта встреча будет веселой и радостной.
Ю. ГАЛЬПЕРИН
И. ФИНК
Журнал «Советский цирк» январь.1959