Евгений Милаев
Путь к сложному номеру, насыщенному рекордными трюками, был для Е. Милаева нелегким. Вот уже более тридцати лет выступает он на арене советского цирка, придя на манеж из спорта. Евгений Милаев успешно занимался боксом, борьбой, работал на гимнастических снарядах, был отличным бегуном, но его стихией всегда являлась акробатика.
Нам вспоминаются выступления этого выдающегося мастера до войны в номере художественной акробатики, носившем название 4-Жак.
Милаев был унтерманом. Внешние данные артиста — высокий рост, широкие плечи, стройная легкая фигура, отлично развитые, словно вырезанные резцом ваятеля мышцы, плавность и ритмичность движений — все это радовало глаз зрителя.
Сложные акробатические трюки выполнялись в оригинальной манере и носили на себе отпечаток индивидуальности артистов. Номер имел большой успех у зрителей, и казалось, артисты могут быть удовлетворены достигнутым. И все-таки Е. Милаев был полон творческих замыслов.
Мы очень мало пишем о творческой лаборатории циркового артиста, мало изучаем ее, да что греха таить, у нас еще нет ничего систематизированного в этой области. Как рождается замысел нового номера? Как рождается трюк? Как сочетается фантастика с точными расчетами при устройстве того или иного циркового аппарата?
В 1928 году молодой ростовчанин Евгений Милаев — ученик, а затем рабочий обувной фабрики — собирался идти в строительный институт. Он уже проштудировал учебники, но жизнь внесла свои поправки: Евгений Милаев стал цирковым акробатом. Возможно, что в цирке, склоняясь над чертежами будущего номера, Евгений Тимофеевич не раз вспоминал свою юность.
Да, номер рождался в чертежах. Милаев нарисовал арену, лежащего человека. Артист держал на ногах лестницу. Что ж, подобное уже есть в цирке. В этом не было ничего новаторского, ничего своего. Копировать? Быть эпигоном? Нет, это не удел настоящего артиста. Милаеву хотелось сказать свое слово.
Он ездил с партнерами из города в город, и чертежи будущего номера неизменно выкладывались на стол. В цирковых уборных, в неуютных комнатах гостиниц, где по условиям военного времени приходилось жить-, как в общежитиях, он продолжал работать над чертежами. Милаев задумывался: что еще добавить, как обогатить номер новыми трюками и какими? Он нарисовал человека, стоящего наверху лестницы и держащего на плече шест.
Один из партнеров Милаева посмотрел рисунок, усмехнулся:
— Достаточно, Евгений Тимофеевич. Чтобы сделать этот трюк, тоже надо потратить несколько лет.
Милаев поднял на него глаза и ответил:
— Потратить. Это не то слово, мой друг. Артист должен не тратить, а отдавать любимому делу — не только годы, но и жизнь.
В 1943 году Милаев почти завершил работу над композицией номера. В сотый раз переписанный чертеж выглядел необычно. На арене лежал артист и держал лестницу на ногах; на вершине лестницы, достигавшей семи метров, лежал партнер и держал на ногах вторую лестницу. Она касалась купола. Но композиция была «мертвой» для Милаева, и он пририсовал третьего партнера, выжимающего стойку на лестнице.
Это был завершающий этап обдумывания композиции номера. Существуют кинограммы, по которым опытные мастера спорта изучают движения бегуна или пловца, весь комплекс упражнений спортсмена — паузу, рывок, положения корпуса, рук, ног, темп, даже дыхание. Так в чертежах Милаева был сделан точный расчет работы каждого партнера.
Но чертеж оставался чертежом. А как все это «ляжет» на арене? Начинался самый серьезный этап работы.
Основа нового номера, задуманного Е. Милаевым, заключалась в точном балансе живых и мертвых тел. С 1943 по 1950 год подготовка номера велась непосредственно на арене. Он отрабатывался по этапам: баланс с лестницей, потом с двумя, затем с партнерами. Репетировали и ранним утром и после выступлений, использовали каждую минуту свободного времени. Милаев как создатель номера проявлял исключительную требовательность к себе и партнерам.
— Как бы ни был талантлив и опытен артист, без повседневного труда он не добьется успеха, — напоминал он товарищам.
В номере есть такой трюк: один из артистов, одиннадцатилетний сын Евгения Тимофеевича Саша Милаев, поднимается по лестнице и стоит наверху. Милаев держит лестницу на ногах и совершает с ней несколько упражнений: лестница с партнером переходит с одной ноги на другую, потом Милаев держит ее на одной ноге, затем резко, стремительно вращает ее на ноге. Трюк этот, являющийся рекордным достижением, занимает секунды. А работал над ним Евгений Тимофеевич более шести лет. А с каким трудом дался финальный трюк: групповая пирамида из пяти человек с резко смещенными точками баланса. У каждого из пяти партнеров на лестнице есть своя задача, которая выполняется четко, плавко и ритмично.
Во время гастролей в Китае к Милаеву подошел застенчивый, смущенный юноша, крепко пожал руку и восторженно сказал по-русски:
— Хорошо, красиво!..
Затем через переводчика юноша сказал, что он и его три товарища из армейского ансамбля песни и пляски уже в который раз приходят на представление, чтобы посмотреть выступления группы Милаева.
— Мы тоже мечтаем о цирке, — закончил юноша.
Евгений Милаев познакомился с молодыми артистами и предложил им свою помощь в создании номера с шестами и лестницами.
— Вас нельзя повторить, — ответил один из китайских товарищей.
— У нас, русских, есть пословица, — сказал Милаев, — воля и труд дивные всходы дают. Давайте заниматься.
Поездка по Китаю была очень напряженной. Гастроли продолжались там с октября 1955 года по февраль 1956 года, и за это время под руководством советского артиста китайские товарищи создали интересный цирковой номер. Он был принят государственной комиссией, которая выразила Е. Т. Милаеву братскую благодарность.
— Над чем новым вы сейчас работаете, Евгений Тимофеевич?
— Планов, как всегда, много, Сейчас я с партнерами готовлю новые
трюки. Например, перенос по ножной переходной лестнице шеста с партнером. Впрочем, — улыбается Милаев, — это все-таки лучше увидеть на манеже.
Опытный мастер, Евгений Тимофеевич щедр на помощь и советы. Это повседневно ощущают его партнеры Борис Ярчевич, который работает с ним более двадцати лет, Зинаида Ярчевич, Юрий Кочнев, Михаил Жаренов. Сын Милаева Саша знает, что отец не сделает ему никакой скидки, и поэтому много работает над собой, А ведь этот артист еще сидит за школьной партой в четвертом классе.
— Я никогда не работал в цирке один. Всегда с группой, всегда с товарищами, — рассказывает Евгений Тимофеевич. — Жизнь и опыт показывают, что если вся группа будет дружна, сплочена, едина, как хорошая семья, тогда можно всего добиться, преодолеть любые трудности. Как говорится, в полплеча работа тяжела, оба подставить — легче справить.
И стоит только посмотреть, как тщательно занимается с партнерами Милаев на репетиции, как внимательно, с любовью следит он во время работы за каждым, чтобы понять, сколь близки и дороги ему успехи товарищей.
После каждого выступления Милаев накоротке анализирует работу. Это стало нерушимым правилом.
Именно коллективность в работе, когда партнеры, выражаясь армейским языком, чувствуют «локоть друг друга», обеспечивает успех. Выступления Евгения Милаева с партнерами в Китае, Англии, Швеции явились убедительной демонстрацией отличного мастерства советского цирка.
В Англии в 1957 году в программе, собранной для больших цирковых представлений во время традиционных рождественских праздников, было 22 номера из Англии, Америки, Франции, Италии, Мексики и других стран.
— Наша группа и эквилибристка В. Сербина представляли советский цирк. Мы понимали, что товарищи по труду спросят нас по возвращении, как мы вышли из соревнования с иностранными артистами, — рассказывает Е. Милаев.
Сорок пять дней гастролей в Лондоне, отзывы прессы и знатоков циркового искусства, теплый прием взыскательного зрителя показали, что Е. Милаев и его партнеры высоко пронесли знамя нашего советского цирка.
В заключение хочется сказать и еще об одном качестве, которое отличает номер Е. Милаева. Его профессиональное совершенство бесспорно, но есть в работе Милаева и его партнеров артистизм, изящество, такт, без которых немыслимо творчество подлинного артиста.
Е. Милаев много и неустанно занимался с партнерами, стремясь, чтобы каждый держал себя на арене легко, непринужденно, свободно, но не развязно. Посмотрите, как выходит Милаев с партнерами на манеж, как скромно они отвечают на аплодисменты зрителей, как сдержанны в поклонах, как прощаются, уходя с манежа. Во всем этом видна высокая артистическая культура. Милаев не стремится подчеркнуть трудность исполняемых трюков, но достоинство и спокойствие, которым проникнуты артисты, как бы утверждают: «Да, это очень трудно, но это возможно».
В этой естественной художественной простоте впечатляющая сила большого артиста.
ЗОРИН, И. ШУЛЬКИНА
Журнал «Советский цирк» апрель 1959