Сидя за столом конвейера - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Сидя за столом конвейера

 

В работе   цирков   наряду   с   большими   достижениями   имеется еще   немало   недостатков,   которые   тормозят,   с   моей   точки зрения,   развитие   советского   циркового   искусства,   задержи­вают его  рост,  приводят  к  ненужным  государственным  расходам, нерациональному  использованию творческих  сил.

Мне, сидящему за столом конвейера, осуществляющему рабо­ту не только по формированию программ, но и ведающему их пе­редвижением, видны эти недостатки.

Если до революции в крупных городах возводились на средства городских управ театральные здания, существовали кадры творче­ских работников театров, были учреждения государственного, об­щественного и частного порядка для подготовки театральных ра­ботников, то цирковое искусство этого не имело. Это было «зрели­ще для бедных». Здания строились антрепренерами за свой счет, как временное сооружение, да и антрепренеры были в большинст­ве своем иностранцы, меньше всего заинтересованные в развитии русского циркового искусства. Цирк был наводнен заезжими гастро­лерами. И надо отдать должное старшему поколению артистов со­ветского цирка и пришедшей ему на смену молодежи, которые сво­им энтузиазмом, трудом, любовью к родному цирковому искусству и мастерством утвердили  самостоятельность  советского  цирка.

От дореволюционного времени нам в наследство досталось весь­ма незначительное количество цирковых зданий, да и состояние этих зданий было неудовлетворительным. Управлению цирков вме­сте с руководителями республик и областей пришлось проделать огромную работу по расширению сети цирков. Перед войной уже насчитывалось в системе 42 летних и 42 зимних цирка, не считая 10 передвижных городских, обслуживавших по 3—4 города за лет­ний сезон, и столько же колхозных передвижных цирков, работавших в больших районных центрах. Отечественная война нанесла боль­шой ущерб системе цирков. Фашистами были уничтожены почти все цирки, расположенные в Белоруссии, Украине и части РСФСР. Сейчас в системе Союзгосцирка 20 зимних цирков и 25 летних. Количество это не только недостаточное. Диспропорция между числом летних и зимних цирков влечет за собой дополнительные неоправданные расходы. Имеющиеся у нас аттракционы и номера обеспечивают полноценность программ в летнее время. В зимний период, продолжающийся около восьми месяцев, мы принуждены все номера и аттракционы сосредоточивать стационарных цирках, перегружая их программами, что на­носит     ущерб    государству.    Вторым    весьма    важным    моментом, влекущим за собой неоправданные расходы, является дисло­кация цирков. Расположение цирков в городах по совершен­но случайному признаку приводит к тому, что Союзгосцирк вынужден направлять программы из центра в эти города свыше, чем за 10 тысяч километров. Если зимой, скажем, в Сибири работают всего 2 цирка, в летнем сезоне там же, включая Дальний Восток, работают 7 цирков. Одни лишь транспортные расходы по отправкам никак не окупаются доходами от представлений. А о каком правильном планировании высоких по качеству программ может идти речь, когда некоторые цирки не могут разместить ат­тракционы с конюшнями либо принять воздушные номера с боль­шой натяжкой. 8 силу необходимости приходится составлять про­грамму, учитывая особенности конструкций цирков. Все это приво­дит  к  нерациональному   использованию   артистических   кадров.

Это тяжелое положение постепенно исправляется: специальным постановлением правительства продолжается строительство цирков в ряде городов.

Вторым весьма важным вопросом, который заслуживает осо­бого внимания и от правильного решения которого в большой сте­пени зависит судьба дальнейшего развития циркового искусства, является вопрос о кадрах. Сейчас, когда цирки быстро пополняются молодыми артистами, раздаются голоса о том, что мы не сможем использовать все эти номера. Такая точка зрения мне кажется аб­солютно неверной. Избыток номеров в конвейере образуется не за счет пополнения его молодыми кадрами, а за счет того, что руководство, партийные и профсоюзные организации не решают вопроса о тех артистах, которые утратили профессиональные дан­ные по возрасту и не оправдывают возложенных на них задач. Среди них следует назвать дрессировщиков Руссо и Курсанова, ар­тистов разговорного жанра Пинского и Боно, дрессировщицу мел­ких животных Коробову, артистку Янушевскую, велосипедиста Вар­танова и других.

Многие работники цирка до издания специального закона о пенсиях для некоторых категорий цирковых артистов, хотя и сознава­ли, что не могут уже выполнять те обязательства, которые предъ­являются к ним зрителем, вынуждены были оставаться на работе. Узаконив этим постановлением не виданные ни в одной стране льготы по пенсионному обеспечению, Коммунистическая партия и правительство решают и второй вопрос — выдвижения молодых кадров, их правильной расстановки.

Все это окажет, бесспорно, благотворное влияние на дальнейший рост и развитие циркового  искусства.

Для проведения в жизнь этого постановления министр культуры СССР предлагает министерствам культуры союзных республик и руководству Всесоюзного объединения государственных цирков осу­ществлять его систематически «в интересах дальнейшего подъема всей творческой и производственной работы зрелищных предприя­тий, одновременно принимая меры, обеспечивающие переход на пенсию артистов, у которых наступило на это право». Задачи весьма определенны и предельно конкретны. Не проводить работу по реа­лизации этих указаний или медлить с их осуществлением — значит тормозить рост и развитие циркового искусства.

Артист цирка находится в более сложных творческих условиях, чем артист театра. В театре артист, исполняющий в молодых годах одни роли, в пожилом возрасте переключается на другие, соответ­ствующие не только его возрасту, но и внешним данным. В цирке существует одно амплуа — молодость. В театре внешние недостат­ки могут быть скрыты или, во всяком случае, ослаблены. В цирке решающее значение имеет красота форм и тренированность че­ловеческого тела. Учитывая эти особенности, условия работы, воз­растную ограниченность для некоторых категорий артистов, было издано постановление Совета Министров СССР «О льготных пен­сиях». Это отеческая забота не только об артистах цирка, но и о зрителе. Дать шире дорогу молодым артистам — вот главная задача. А с контингентом молодых артистов у нас все еще неблаго­получно. Они составляют не более 35 процентов общего количества номеров и аттракционов конвейера.

Некоторая доля вины за качество представления или, вернее, от­сутствие нужного качества несомненно падает на «конвейер», не обеспечивающий   представления   полноценными   номерами.

Есть старое правило: первый спектакль, первое представление делает директор, остальные — артист.

Разве могут вызвать чувство восторга и восхищения номера поч­ти во всех без исключения жанрах, которые свыше двадцати пяти лет демонстрируют одну и ту же работу, с той лишь разницей, что участники его стали на двадцать пять лет старше, исполнение ухуд­шилось, а трюковая часть сокращена. Если артист потерял форму и не выполняет поставленных перед ним задач, ему может быть предложена работа ассистента, униформиста, режиссера, админи­стратора. Артист, знающий специфику цирка, конечно, сможет спо­собствовать улучшению качества представления и номеров.

Устранение этих недостатков будет содействовать дальнейшему росту советского цирка.

 

В. СТАРУХИН

Журнал «Советский цирк» январь.1959

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования