Сидя за столом конвейера
В работе цирков наряду с большими достижениями имеется еще немало недостатков, которые тормозят, с моей точки зрения, развитие советского циркового искусства, задерживают его рост, приводят к ненужным государственным расходам, нерациональному использованию творческих сил.
Мне, сидящему за столом конвейера, осуществляющему работу не только по формированию программ, но и ведающему их передвижением, видны эти недостатки.
Если до революции в крупных городах возводились на средства городских управ театральные здания, существовали кадры творческих работников театров, были учреждения государственного, общественного и частного порядка для подготовки театральных работников, то цирковое искусство этого не имело. Это было «зрелище для бедных». Здания строились антрепренерами за свой счет, как временное сооружение, да и антрепренеры были в большинстве своем иностранцы, меньше всего заинтересованные в развитии русского циркового искусства. Цирк был наводнен заезжими гастролерами. И надо отдать должное старшему поколению артистов советского цирка и пришедшей ему на смену молодежи, которые своим энтузиазмом, трудом, любовью к родному цирковому искусству и мастерством утвердили самостоятельность советского цирка.
От дореволюционного времени нам в наследство досталось весьма незначительное количество цирковых зданий, да и состояние этих зданий было неудовлетворительным. Управлению цирков вместе с руководителями республик и областей пришлось проделать огромную работу по расширению сети цирков. Перед войной уже насчитывалось в системе 42 летних и 42 зимних цирка, не считая 10 передвижных городских, обслуживавших по 3—4 города за летний сезон, и столько же колхозных передвижных цирков, работавших в больших районных центрах. Отечественная война нанесла большой ущерб системе цирков. Фашистами были уничтожены почти все цирки, расположенные в Белоруссии, Украине и части РСФСР. Сейчас в системе Союзгосцирка 20 зимних цирков и 25 летних. Количество это не только недостаточное. Диспропорция между числом летних и зимних цирков влечет за собой дополнительные неоправданные расходы. Имеющиеся у нас аттракционы и номера обеспечивают полноценность программ в летнее время. В зимний период, продолжающийся около восьми месяцев, мы принуждены все номера и аттракционы сосредоточивать стационарных цирках, перегружая их программами, что наносит ущерб государству. Вторым весьма важным моментом, влекущим за собой неоправданные расходы, является дислокация цирков. Расположение цирков в городах по совершенно случайному признаку приводит к тому, что Союзгосцирк вынужден направлять программы из центра в эти города свыше, чем за 10 тысяч километров. Если зимой, скажем, в Сибири работают всего 2 цирка, в летнем сезоне там же, включая Дальний Восток, работают 7 цирков. Одни лишь транспортные расходы по отправкам никак не окупаются доходами от представлений. А о каком правильном планировании высоких по качеству программ может идти речь, когда некоторые цирки не могут разместить аттракционы с конюшнями либо принять воздушные номера с большой натяжкой. 8 силу необходимости приходится составлять программу, учитывая особенности конструкций цирков. Все это приводит к нерациональному использованию артистических кадров.
Это тяжелое положение постепенно исправляется: специальным постановлением правительства продолжается строительство цирков в ряде городов.
Вторым весьма важным вопросом, который заслуживает особого внимания и от правильного решения которого в большой степени зависит судьба дальнейшего развития циркового искусства, является вопрос о кадрах. Сейчас, когда цирки быстро пополняются молодыми артистами, раздаются голоса о том, что мы не сможем использовать все эти номера. Такая точка зрения мне кажется абсолютно неверной. Избыток номеров в конвейере образуется не за счет пополнения его молодыми кадрами, а за счет того, что руководство, партийные и профсоюзные организации не решают вопроса о тех артистах, которые утратили профессиональные данные по возрасту и не оправдывают возложенных на них задач. Среди них следует назвать дрессировщиков Руссо и Курсанова, артистов разговорного жанра Пинского и Боно, дрессировщицу мелких животных Коробову, артистку Янушевскую, велосипедиста Вартанова и других.
Многие работники цирка до издания специального закона о пенсиях для некоторых категорий цирковых артистов, хотя и сознавали, что не могут уже выполнять те обязательства, которые предъявляются к ним зрителем, вынуждены были оставаться на работе. Узаконив этим постановлением не виданные ни в одной стране льготы по пенсионному обеспечению, Коммунистическая партия и правительство решают и второй вопрос — выдвижения молодых кадров, их правильной расстановки.
Все это окажет, бесспорно, благотворное влияние на дальнейший рост и развитие циркового искусства.
Для проведения в жизнь этого постановления министр культуры СССР предлагает министерствам культуры союзных республик и руководству Всесоюзного объединения государственных цирков осуществлять его систематически «в интересах дальнейшего подъема всей творческой и производственной работы зрелищных предприятий, одновременно принимая меры, обеспечивающие переход на пенсию артистов, у которых наступило на это право». Задачи весьма определенны и предельно конкретны. Не проводить работу по реализации этих указаний или медлить с их осуществлением — значит тормозить рост и развитие циркового искусства.
Артист цирка находится в более сложных творческих условиях, чем артист театра. В театре артист, исполняющий в молодых годах одни роли, в пожилом возрасте переключается на другие, соответствующие не только его возрасту, но и внешним данным. В цирке существует одно амплуа — молодость. В театре внешние недостатки могут быть скрыты или, во всяком случае, ослаблены. В цирке решающее значение имеет красота форм и тренированность человеческого тела. Учитывая эти особенности, условия работы, возрастную ограниченность для некоторых категорий артистов, было издано постановление Совета Министров СССР «О льготных пенсиях». Это отеческая забота не только об артистах цирка, но и о зрителе. Дать шире дорогу молодым артистам — вот главная задача. А с контингентом молодых артистов у нас все еще неблагополучно. Они составляют не более 35 процентов общего количества номеров и аттракционов конвейера.
Некоторая доля вины за качество представления или, вернее, отсутствие нужного качества несомненно падает на «конвейер», не обеспечивающий представления полноценными номерами.
Есть старое правило: первый спектакль, первое представление делает директор, остальные — артист.
Разве могут вызвать чувство восторга и восхищения номера почти во всех без исключения жанрах, которые свыше двадцати пяти лет демонстрируют одну и ту же работу, с той лишь разницей, что участники его стали на двадцать пять лет старше, исполнение ухудшилось, а трюковая часть сокращена. Если артист потерял форму и не выполняет поставленных перед ним задач, ему может быть предложена работа ассистента, униформиста, режиссера, администратора. Артист, знающий специфику цирка, конечно, сможет способствовать улучшению качества представления и номеров.
Устранение этих недостатков будет содействовать дальнейшему росту советского цирка.
В. СТАРУХИН
Журнал «Советский цирк» январь.1959