Клоун, которого хочется увидеть
— Выступает Георгий Правдин! —торжественно объявляет инспектор манежа.
Оркестр играет мажорный, помпезный выход. На манеже никого нет. Инспектор удивленно озирается. И вдруг на галерке раздается задорный громкий голос:
—Я здесь!
—Почему вы забрались так высоко?
—Чтобы лучше все видеть! — звучит в ответ.
—Что же вы оттуда видите?
—Я вижу бюрократов, головотяпов, равнодушных начальников и карьеристов, которые сидят в некоторых учреждениях.
—Идите сюда вниз.
—Не могу.
—Почему?
—Я жду, когда сюда поднимутся те, кому надлежит, чтобы увидеть тех, кого они не видят из своих кабинетов.
—Но вас ждут зрители.
—Извините. Иду. Прыгаю вниз.
—А вы не боитесь?
—Нет. Лететь вниз боится только тот, кто занимает по ошибке высокий пост. А мне и наверху и внизу неплохо.
Друзья! Я видеть вас хочу!
Мои к вам чувства неизменны,
И я стрелою к вам лечу,
Чтоб вас приветствовать с арены!
И клоун в ярком, сверкающем блестками костюме поднимает пистолет.
—Салют, друзья! — кричит он.
Залп. Фейерверк — и клоун внезапно возникает в центре манежа. Он улыбается. У него обаятельная умная улыбка.
В ярком свете прожекторов стоит он и читает монолог. Этот монолог написан настоящим поэтом и настоящими стихами. В нем говорится о его любви к арене, обо всем, что волнует клоуна, что его смешит и печалит.
Монолог пронизан острыми репризами, в нем звучит гражданский пафос. Клоун клеймит поджигателей войны, разделывается оружием смеха со взяточниками, с подхалимами, с халтурщиками. По ходу монолога он показывает смехотворные образцы халтурной продукции, демонстрирует карикатурные портреты мастеров холодной войны, показывает в моно-пантомиме, как взяточник борется сам с собой — «брать или не брать» и т. д.
К участию в своем монологе клоун привлекает дрессированных животных — лошадь, осла, собаку, кошку, курицу и т. п. Клоун говорит и о любви. Он клеймит донжуанов-попрыгунчиков. Клоун рисует забавные живые диаграммы и графики, иллюстрирующие его мысль о культуре, о вежливости и т. п.
Вместе со зрителями, которых он вовлекает в песню, исполняет он под оркестр куплеты о людях, которые строят новую жизнь, создают счастье и не могут проходить спокойно мимо недостатков, тормозящих наше движение вперед...
И вдруг на манеже возникает гора, и коверный с альпенштоком в руках лезет на эту гору.
—Не долезет! — кричит клоун.
Коверный спотыкается, катится вниз. А клоун радуется и кричит:
—Ага! Что я говорил?!
Но коверный опять взбирается на гору.
—Не-ет! Не долезет... сверзится! — хихикает клоун.
Но коверный, проявляя смелость и находчивость, достигает вершины.
И клоун в стихах объясняет свое поведение: он изображал сейчас тех маловеров и недоброжелателей, которые смотрят из-за океана на наш путь к победным вершинам семилетки.
Боевыми, призывными стихами — яркими, лаконичными, острыми — заканчивает он свое антре и взлетает под купол, откуда прощается со зрителями...
Пока это только фантазия, только наброски будущего номера, вероятно, еще корявые, недостаточно продуманные, не очень связные. Но мне кажется, что нужен такой номер и нужен такой клоун. Советский цирк ждет на своих манежах клоуна-агитатора, клоуна-трибуна — веселого, умного, смелого, немного философа, злободневного и изобретательного.
Наряду с коверными, клоунами-буфф, музыкальными эксцентриками и куплетистами нужен и такой клоун.
Думается, что нашим артистам цирка (и главным образом молодым, начинающим), писателям и поэтам, пишущим (к сожалению, мало!) для цирка, следует серьезно подумать об этом.
Наш цирк ждет клоуна-трибуна, и он должен выйти на манеж!
Иван МАНЕЖНЫЙ
Журнал «Советский цирк» май 1959