Новый летний цирк Днепропетровска
Проходя по главной магистрали Днепропетровска — по проспекту Карла Маркса, я увидел большой красивый щит. На нем перечислены были обязательства, которые взяли на себя днепропетровцы во втором квартале текущего года, На этом щите я и прочел: «Закончить строительство нового летнего цирка».
Обязательство выполнено в срок. Новое здание радует глаз строгими и стройными архитектурными формами. Примечательно, что построено оно всего за пять месяцев.
— Как же удалось вам развернуть такие темпы? — спросил я директора цирка Ф.Д. Яшинова.
— Помощников было много, — улыбнулся он.
И верно: весь город помогал строительству. И общественные организации, и трудящиеся крупнейших предприятий, ревностно следившие за ходом стройки, помогавшие каждый раз, когда угрожал какой-либо затор.
Высится новое здание. Светлое, просторное. Интересная деталь: пространство под амфитеатром, рассчитанным на две тысячи мест, использовано под кольцевую открытую галерею-фойе; в южных условиях подобное фойе особенно удобно.
Цирк построен дешево. В каждой его детали ощущается разумная бережливость, отказ от излишеств, от всего, что могло бы удорожить эксплуатацию.
Я писал, что артистам белорусского циркового коллектива выпала честь открыть сезон в новом Днепропетровском цирке. Хочется добавить: в равной мере и цирку выпала честь — принять артистов высокого творческого класса.
Недавно («Советский цирк» № 7 за 1960 г.) я прочел рецензию главного режиссера Одесского цирка Г. Кадникова на программу белорусского циркового коллектива. С рецензией этой я в основном согласен и потому не вижу нужды повторять сказанное в ней. Но кое-что хочется дополнить.
Рецензент пишет: «Заслуженному артисту РСФСР и БССР Е. Милаеву, руководителю белорусского коллектива, удалось собрать отличную труппу». Правильно. Но при одной оговорке: труппа, даже самая отличная, — это еще не коллектив.
Присмотримся к программе. Подавляющее число ее номеров создано вне коллектива, еще до его формирования. По существу, эти номера — своеобразный вступительный капитал. А что же накопили артисты в дальнейшем (не забудем, что коллектив существует уже два года)?
Надо признать, что пока сделано мало. В самом деле, нельзя же считать, что парад-пролог в белорусских костюмах да финальный выход со знаменами — это все, что требуется от национального коллектива. Необходимо гораздо большее — создание цельной программы, в которой черты национального искусства проступали бы ярко и органично, программы, пронизанной народным фольклором. И, наконец, белорусскому коллективу (кому, как не ему!) надо заботиться об умножении национальных цирковых кадров.
Часто, произнося слово «коллектив», мы недостаточно вдумываемся в смысл этого слова. Нет, коллектив — это не только сильная труппа. Это неизмеримо большее!
Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г