Артист цирка
Я — артист цирка. Один из многочисленных тружеников арены. Когда вы в различных статьях и рецензиях о цирке, после перечисления известных всему миру фамилий советских цирковых артистов, ставите три скромных буквы, «и др.» (то есть «другие»), речь идет, очевидно, о моих коллегах и обо мне. Так вот от имени этих многочисленных «и др.» я и обращаюсь к вам.
В наших головах сейчас полный сумбур. Теоретический сумбур. Помогите нам разобраться (и разберитесь, наконец, сами, на то вам и перья в руки!).
Виновницей сумбура явилась маленькая книжечка, выпущенная издательством «Искусство». Называется она «Художественное наследие и эстетическое воспитание». Автор И. Маца.
Мы люди любознательные. Мы тоже хотим разбираться в прелестях художественного наследия и жаждем эстетического воспитания. Артисты цирка, мы не только умеем стоять на руках и голове, но охотно берем в руки книги, с наслаждением ломаем голову над сложными теоретическими вопросами. Поэтому брошюра И. Маца не прошла мимо нашего внимания, и мы с интересом открыли ее. На первых двенадцати страницах все было ясно. Но на тринадцатой наши крепкие цирковые головы пошли кругом!
На злополучной тринадцатой странице вооруженный до зубов эрудицией автор одним взмахом своего остро отточенного пера вычеркнул цирк из прочих видов искусства, низвел его до простых процессов труда. Было цирковое искусство, и вот нет его. Вернее, автор полагает, что его вообще никогда не было. Выло только всеобщее заблуждение.
Оказывается, мы, артисты цирка, к семье искусств никакого отношения не имеем. Искусство балета, например, не является для нас даже троюродной сестрой. А вот самолеты и электровозы — наши родные братья. Головокружительное открытие! Не верите? Предоставим слово автору этого открытия. «Уважение к труду, умению, восхищение мастерством художника, восторг, вызванный легкостью преодоления трудностей исполнения, конечно, имеют место в наших эстетических суждениях. Больше того, все это может иметь даже очень важное значение по отношению к отдельным видам и родам искусства, как, например, виртуозная музыка, балет, декоративные искусства и т. п. Головокружительное по быстроте, точности и четкости исполнение музыкальных пассажей, грациозность и легкость движения танцора при исполнении трудных балетных номеров сами по себе захватывают нас... Но, во-первых, удивление и восхищение могут вызвать у нас не только мастерство художника, но также и самые различные процессы труда и их результаты. Кто не любуется нашими замечательными самолетами и электровозами? Или же разве не вызывает у нас чувство восхищения, скажем, физкультурный парад? Или сила, ловкость, смелость и изящество акробатов, эквилибристов на цирковой арене? Больше того, воспринимая подобные нехудожественные предметы или процессы, мы можем иметь от них (подчеркнуто автором письма) эстетическое наслаждение, что, однако, не сделает их предметами искусства».
Итак, ежедневно перед тысячами зрителей мы совершаем на манеже нехудожественные процессы.
Может быть, теперь после такого категорического утверждения И. Маца, Государственное училище циркового искусства, которое закончило большинство из нас, следует переименовать в ремесленное цирковое училище?
Может быть, К. С. Станиславский и А. В. Луначарский, горячо любившие и высоко оценивавшие искусство цирка, глубоко заблуждались и, выйди, книжка Маца в Свет при их жизни, они поняли бы всю глубину своих ошибок?
Мы, не скрывая горьких чувств,
Порой делились бедами.
Что цирк среди других искусств ?
Забыт искусствоведами.
— как видит целый свет — нужно беспокоиться:
Среди искусств, лишь цирка нет
Секрет лишь в том, видно, кроится,
К искусству вряд ли отнесут
Отныне представления. Ученый муж за данный труд
Достоин «поздравления».
Как тут ни крути,
Открытье дерзновенное:
Искусства в цирке не найти —
Искусство несомненное!
Может быть, восторженные отзывы мировой прессы, в один голос восхищающейся советским цирковым искусством, только результат всеобщего неведения?
А может быть... сам И. Маца ошибается? Может быть, его логика, совершив ряд смелых и изящных словесных сальто-мортале, вместо того чтобы снова оказаться на твердых ногах, оказалась стоящей на голове? Все может быть...
Мы не собираемся вступать в теоретический спор с автором, ибо мы не теоретики, а практики. Своими делами мы повседневно доказываем, что цирковое искусство существует, развивается, совершенствуется. Ваше же дело, товарищи историки и критики, доказать это теоретически.
АРТИСТ ЦИРКА
Журнал «Советский цирк» 1960 г.