| 14:17 | 27.05.2010
Юрий Бирюков: «Я не представляю себе цирк без животных»
Юрий Евгеньевич Бирюков на сегодняшний день является одним из известнейших дрессировщиков страны. Его лошади сотни раз заставляли зрителей манежа замирать, радоваться, удивляться и восхищаться. Вся его профессиональная жизнь была посвящена этим очаровательным и умным существам – лошадям.
Свой творческий путь Юрий Евгеньевич начинал как соло-жонглер в далеком 1957 году.
В цирк попал, как шутит артист, он прямо из роддома, потому что родился в семье цирковых. Про его отца – клоуна Евгения Бирюкова, Алексей Толстой написал: «Талантлив и остроумен – Евгений Бирюков».
После школы Юрий поступил в цирковое училище, закончил с отличием. После ГУЦЭИ закончил с отличием и ГИТИС. С животными Юрий Бирюков всегда находил общий язык.
- Я не представляю себе цирк без животных, - говорит Юрий Евгеньевич. - Общение с ними – это удивительный по своей эмоциональности этап работы циркового артиста. Да и исторически сложилось так, что традиции русского цирка берут свои истоки именно из представлений артистов, показывающих на базарных площадях цепных медведей и дрессированных собак.
В популярной сегодня идее «Цирка без животных» опытный дрессировщик видит свою подоплеку. Цирк может быть и таким, считает Юрий Евгеньевич, но для российского зрителя представления без животных – экзотика, посмотрев которую многие признаются, во время действия на манеже им чего-то не хватало.
- Не так-то просто научить животных выполнять то, что тебе нужно, - рассказывает Юрий Евгеньевич. – И мне кажется, те, кто решил сделать цирк без животных, просто не могут в силу каких-то причин поставить хорошую дрессуру. Конечно, со своим уставом, как говорится, в чужой монастырь не ходят, но я думаю, отсутствие животных в цирке – просто веяние времени. Сейчас стало модным разделять взгляды «зеленых», но надо понимать, что защитники прав животных выступают ведь не против присутствия в цирке животных как таковых, а против несоответствующего содержания животных в передвижных цирках.
Другое дело, что есть единицы, кто действительно позволяют себе жестокость в работе, но таких дрессировщиков ничтожно мало. Есть же и родители, которые бьют своих детей, мы же из-за этого не откажемся от детей вообще?
Цирк может быть любым: с животными, без животных, с клоунами или без них, но цирк всегда останется местом, куда мы приходим, чтобы увидеть нечто удивительное, выходящее за рамки унылой повседневности. У зрителя, приходящего на цирковое представление, нет возраста.
- Кто решил, что современный цирк – для детей? Это не так! Цирк и для детей, но не только. Во-первых, репертуар клоунов изменился. Много чего из того, что происходит на арене цирка, детям не понять в силу возраста, – говорит Юрий Бирюков. – Это утверждение: «Цирк – для детей» – сделало современное цирковое искусство плоским. Даже номера сейчас стали менее сложными, ведь ребенок не сможет определить, тройное сальто-мортале выполнил артист или двойное. К сожалению, действительность такова: цирковые перестали ставить себе высокие планки.
На первый взгляд, цирк – достаточно консервативное искусство. Но и оно подвержено изменениям. Если цирк начинался именно с конного жанра, то на сегодняшний день номера с лошадьми – большая редкость на манеже. Несмотря на то, что на эмблеме Российской государственной цирковой компании изображены лошади, на самом деле искусство конной дрессуры потихоньку уходит в разряд неоправданно забытых и невостребованных современным зрителем.
Сегодня нам предлагают отправить в прошлое цирковых животных, завтра – клоунов, а через какое-то время традиции русского цирка будут окончательно забыты? Этого нельзя допустить, считает Юрий Евгеньевич.
обсудить на форуме